Доклад Организация работы социального педагога с «неблагополучными семьями и семьями социального риска в образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Коробовский лицей с. Дмитровский Погост
Шатурского муниципального района Московской области







Доклад
Организация работы с «неблагополучными семьями»
и семьями социального риска в образовательном учреждении.





Выполнила социальный педагог
Махаева Н.А.
















сентябрь 2012г.




Содержание

1. Введение.
2. Технология работы социального педагога с неблагополучной семьей.
2.1. Типология семей.
2.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.
2.3. Содержание работы социального педагога с неблагополучными семьями.
3. Из опыта работы с неблагополучными семьями.
4.Заключение.
5. Литература.




































1. Введение.

Семья малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

2. Технологии работы с неблагополучной семьей.
2.1. Типология семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
Структурные изменения в семьях увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи.
М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:
Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
2.2. Формы и методы работы с неблагополучными семьями.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям:  §  Образовательную – помощь в обучении и воспитании. §  Психологическую – социально-психологическая поддержка и коррекция. §  Посредническую – помощь в организации, координации и информирование. В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:  Метод убеждения -  помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.  Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.   Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.   Формы работы социального педагога с семьей: §  Родительские собрания; §  Конференции; §  Тренинги; §  Индивидуальные и тематические консультации; §  Беседы; §  Посещение семей; §  Выпуск информационных листов и т.д. 
2.3. Содержание работы социального педагога с семьями.  Первый этап.  Выявление неблагополучных семей. Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи: 1.     Наблюдение за детьми. 2.     Опрос, анкетирование родителей и детей.  Второй этап.  Определение типов семейного воспитания. На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих партнеров, поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.  Третий этап.  Дифференциация форм и методов работы с семьей. Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.  Четвертый этап.  Организация совместной работы.     Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).    Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.
3. Из опыта работы с неблагополучными семьями.
Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны школы. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь.
Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
Организационная - организация семейного досуга.
Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. 
Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
 
В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
изучение личностных особенностей членов семьи.
составление карты семьи.
координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).
выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

План работы с неблагополучными семьями.

Наименование мероприятий
Сроки выполнения
Ответственные

1
Диагностика, выявление неблагополучных семей
Сентябрь,
по необходимости в течение года
Классные руководители Социальный педагог

2
Составление карты неблагополучных семей.
Сентябрь, октябрь
Классные руководители Социальный педагог

3
Индивидуальная работа: посещение, составление акта
Постоянно
Классные руководители Социальный педагог

4
Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей



Постоянно
Классные руководители Социальный педагог

5
Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:
- вредные привычки детей и родителей;
- совместное проведение свободного времени;
- личный пример родителей;
- профилактика правонарушений;
 
 
1 раз в четверть
Классные руководители Социальный педагог

6.
Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Шатурского района.
- рейды по неблагополучным семьям;
- вызов на КДН;
- обращение в Прокуратуру;
- помощь социальной службы;
- помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.
Постоянно
Классные руководители Социальный педагог

7
Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:
- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;
- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;
- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.
Постоянно
Социальный педагог Психолог

8
Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.
Постоянно
Классные руководители

9.
Участие в процедуре лишение родительских прав
По необходимости
Социальный педагог



4. Заключение.

В школе накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ОДН при ОВД Шатурского района, прокуратура, КДН при Шатурской районной администрации.
Для работы по реабилитации неблагополучных семей школа в основном укомплектована кадрами. Задача администрации: в ближайшее время создать психологическую службу в школе. Определена группа специалистов, состоящая из социального педагога, психолога, классных руководителей, родительского комитета. Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей классными руководителями и социальным педагогом.
Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В 20011 году действовал родительский всеобуч, который охватил 80 % родителей. Занятия проводили различные специалисты: сотрудники ОДН, ЦРБ, социальный педагог. Все неблагополучные семьи выявляются и ставятся на учет, изучаются. Налажена совместная работа с КДН и ОДН. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы, вызов на Совет профилактики, КДН.



5. Литература.
1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
2. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
3. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. Мн., 2005.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004.
6. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2006.
7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2007














15