Конспект урока Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями


Конспект урока по математике в 6 классе

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут вывести правило сложения и вычитания дробей. Сформировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: записывать выводы в виде правил «если..., то...».
Предметные результаты:
Формулировать правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Применять правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями при решении заданий.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.
Ресурсы: презентация «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями», ЦОР презентация..
Этап (учебная ситуация) Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Этап мотивации.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Добрый день, ребята!
Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать.
Демонстрируют готовность к уроку
2. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Устная работа. Слайд 1.
-Как называются данные числа?
2/3, 4/9, 11/8, 12/5.
Как называются первые две дроби? Какие дроби называются правильными?
Другие две дроби. Какие две дроби называются неправильными?
-Сократить дроби:
16/24, 12/36, 17/51, 24/40.
Сравнить дроби:
Повторяем правило сравнения дробей.
½ и ¼, 5/7 и 5/9, 7/8 и 5/8, 11/15 и 4/15.
Привести дроби к общему знаменателю:
1/3; 2/5; ½
3/4 ; 2/3; 5/6
7/8; 4/5; 3/4
Вычислить : ½+3/4 ;7/8-3/4; 5/6+2/3; ½-1/3 Дают ответы:
-Обыкновенные дроби.
-Правильные дроби. Это дроби, у которых числитель меньше знаменателя.
-Неправильные дроби. Это дроби, у которых числитель больше или равен знаменателю.
-Если числители одинаковые, то больше та дробь, знаменатель которой меньше.
-Если знаменатели одинаковые, то больше та дробь, знаменатель которой больше.
Н.О.К.3,5,2 это30
Н.О.К 4,3,6 зто12
Н,О.К. 8,5,4 это 40
Складывать и отнимать не умеем.
3. Постановка проблемы.
Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока. -Почему не смогли выполнить сложение и вычитание дробей?
-Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?
-Запишите число и тему урока.
-Какие цели поставим на сегодняшний урок? Чему вы хотели бы сегодня научиться?
- А как мы поймем научились мы складывать и вычитать обыкновенные дроби или нет?
Давайте вместе проговорим, чему мы должны научиться на уроке.
По мере постановки учащимися учебных задач учитель записывает их на доску.
-вывести правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
-применять это правило при выполнении примеров и решении задач.
Не умеем складывать и отнимать дроби
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вывести правило сложения и вычитания
дробей.
-применять это правило при выполнении примеров и решении задач
Записывают число, тему урока в тетради.
4. Открытие учениками нового знания.
Цель этапа: организовать решение проблемной ситуации. Ребята, я вам предлагаю сегодня поработать в парах. Вы должны будете вывести правило сложения(вычитания) обыкновенных дробей сами. У вас на партах лежат рабочие листы по теме. Выполните задание. Попробуйте сформулировать правило. Если это задание у вас вызовёт затруднение, то можно обратиться к учебнику. Задания по рядам. Два вида карточек.
После работы в парах, формулируем правило. Сравниваем вывод детей с правилом в учебнике.
Ещё раз расскажите правило своему соседу.
Выполняют задания в рабочих листах.
Озвучивают выводы.
Читают правило в учебнике.
Записывают формулу в тетради.
5. Этап закрепления изученного материала. Первичное закрепление
Цель этапа: организовать решение и объяснение задания. А сейчас мы будем закреплять данное правило. Решим №319. При решении номера делаем вывод о том, как можно складывать(отнимать) обыкновенные дроби.
Каким правилом мы пользовались при сложении дробей?
Хорошо! Молодцы ребята!
Учащиеся решают задания у доски с комментарием.
Дети проговаривают правило.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения и нахождения ошибок в работе. Самостоятельная работа.
1.Запишите алгоритм деления обыкновенных дробей.
Чтобы сложить(вычесть) обыкновенные дроби надо:
1. найти общий знаменатель (НОК) ____________________ ,
2. найти дополнительный множитель каждой дроби ____________________,
3. дополнительный множитель умножить на числитель каждой дроби
4. Запишите это правило на математическом языке (формулой).
2. Используя правило, выполни сложение обыкновенных дробей.
Математический диктант.
Выполняют самостоятельную работу и математический диктант
7.Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса -Какая задача стояла перед нами в начале урока?
- Можно ли считать, что мы сами вывели это правило?
-Что нам помогло?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Дают ответы на вопросы
-Да
Рабочие листы и учебник.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Заполняют листы самооценки
Домашнее задание 1.Выучить правило сложения обыкновенных дробей.
2. Прочитать материал § 11.
3.Выполнить № 360, № 361.
Записывают домашнее задание
Рабочий лист №1.
Решите задачи.
В первый день продали 2/5 всех привезенных в магазин овощей, во второй день продали еще 3/7 всех овощей. Какую часть продали за два дня?
Под огород отведено 4/9 всего участка. Под теплицу 1/6 всего участка. Какую часть всего участка занимают огород и теплица?
Похожи ли условия задачи? Сравни алгоритм решения. Если затрудняетесь решить вторую задачу, то прочитай вывод на странице 49.
Ответьте на вопрос: как выполнить сложение обыкновенных дробей?
Карточка с самостоятельной работой.
1.Запишите алгоритм сложения (вычитания) обыкновенных дробей.
1. найти общий знаменатель (НОК) ____________________ ,
2. найти дополнительный множитель каждой дроби ____________________,
3. дополнительный множитель умножить на числитель каждой дроби
4. Запишите это правило на математическом языке (формулой).
Лист самооценки.
Вид работы Оценка (+, -, 3, 4, 5)
1.Я сам(а) вывела правило 2.Я вывел(а) правило с помощью учебника 3.Решение самотоятельной рабты №1. 4.Решение самотоятельной рабты №2 Математический диктант. 5. Я активно рабтал(а) на уроке, правильно решал(а) задания. Список использованной литературы
Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я Виленкина, В.И.Жохова, Изд-во «Мнемозина», Москва 2012г.
Математика: 6 класс / Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов ,Изд-во «Мнемозина» , 2012.
ЦОР по математике 6 класс