План урока по теме сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

План урока
Тема: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель: ввести и сформировать действие сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Подготовительный этап
Цель: актуализировать опорные знания: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, приведение дробей к общему знаменателю.
Метод: репродуктивный
Форма: фронтальный опрос.

Учитель: Из данных чисел выберите
13 EMBED Equation.3 1415

Дроби с одинаковым знаменателем;
Дроби с разными знаменателями;
Самую большую дробь
Самую маленькую дробь
Несократимые дроби
Сократимые дроби и сократите их.
Сумму всех дробей со знаменателем 2.
Разность все дробей со знаменателем 2.
Приведите к общему знаменателю 5, 6 и 7 дроби.
Как найти общий знаменатель дробей 13 EMBED Equation.3 1415.

Мотивационный этап
Цель: вызвать интерес к действию сложения дробей с разными знаменателями.
Вид мотивации: Создание ситуации затруднения, свидетельствующей о недостатке знаний.
Прием мотивации: проблемная ситуация.

Учитель: решим задачу из жизни:
Задача 1. Таня и Саша решали на уроке контрольную работу. Таня решала её 13 EMBED Equation.3 1415 урока, а Саша 13 EMBED Equation.3 1415урока. За какую часть урока ребята решили контрольную работу. Учитель: Для того чтобы решить эту задачу. Нам нужно сложить 13 EMBED Equation.3 1415 .Но мы с вами умеем складывать только дроби с одинаковыми знаменателями.

Задача 2. Антон и Богдан прошли 13 EMBED Equation.3 1415 компьютерной игры. Причем Антон прошел 13 EMBED Equation.3 1415. Какую часть игры прошел Богдан?
Чтобы решить необходимо 13 EMBED Equation.3 1415

Ориентировочный этап

Цель: ввести действие сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Метод: объяснительно-иллюстративный.

Раскрытие смысла действия
Задача 1.
Учитель: Давайте отдельно покажем 13 EMBED Equation.3 1415 часть, которую решала Таня.





Теперь, 13 EMBED Equation.3 1415 части, решаемых Сашей..





Сделаю так, чтобы количество равных частей совпадало (т.е. применю основное свойство дроби) Получим:




Объединю 2 объекта в один. Получу 13 EMBED Equation.3 1415 урока.




Задача 2
Покажем 13 EMBED Equation.3 1415игры, пройденных мальчиками
Теперь 13 EMBED Equation.3 1415, пройденных Антоном.



Уравняю количество частей на каждой модели.





Из первого нужно убрать 1 часть. Получим ответ.






Формулирование алгоритма
Учитель: Итак, сделаем вывод. (раздать карточки-инструктаж)

Чтобы сложить(вычесть) две обыкновенные дроби с разными знаменателями, нужно:
Привести дроби к общему знаменателю.
Сложить полученные числители.

13 EMBED Equation.3 1415 , где 13 EMBED Equation.3 1415- любые натуральные числа.

Представление в материализованном виде

Учитель: внимательно прочтите карточки. Здесь написано как вы должны действовать, если вам необходимо сложить или вычесть две дроби с разными знаменателем.

Чтобы сложить (вычесть) две обыкновенные дроби с разными знаменателями нужно:









1) Привести дроби к общему знаменателю.

 

2) Сложить (вычесть) полученные числители.

 




Учитель: Пользуясь нашим правилом, сложим и вычтем дроби:

1.13 EMBED Equation.3 1415.
1) Привести дроби к общему знаменателю. 13 EMBED Equation.3 1415
2) Сложить полученные числители. 13 EMBED Equation.3 1415.
2. 13 EMBED Equation.3 1415
1) Привести дроби к общему знаменателю 13 EMBED Equation.3 1415
2) Вычесть полученные числители. 13 EMBED Equation.3 1415
Этап громкой речи
Учитель: решить, пользуясь карточкой.

1. 13 EQ \F(3;4) 15 + 13 EQ \F(1;8) 15;
1) привести дроби к общему знаменателю _______________________.
2) Сложить полученные числители ________________________.

Ответ. ___________________.
2. 13 EQ \F(5;12) 15- 13 EQ \F(1;3) 15
1) привести дроби к общему знаменателю _______________________.
2) Вычесть полученные числители ________________________.

Ответ. ____________________.

Этап внутренней речи

Учитель: Теперь, самостоятельно в тетрадях решить примеры, пользуясь карточками. (Примеры записаны на доске).

13 EMBED Equation.3 1415




Этап свернутого действия.
Чтобы сложить (вычесть) две обыкновенные дроби с разными знаменателями. нужно их привести к общему знаменателю, а затем применить правило сложения (вычитания) дробей с общим знаменателем.

Учитель: Выйти к доске, вычислить:
1) 13 EQ \F(1;2) 15 + 13 EQ \F(1;9) 15; 2) 13 EQ \F(1;6) 15 + 13 EQ \F(1;12) 15; 3) 13 EQ \F(7;15) 15 + 13 EQ \F(2;5) 15; 4) 13 EQ \F(1;3) 15 + 13 EQ \F(5;12) 15; 5) 13 EQ \F(3;4) 15 + 13 EQ \F(1;8) 15;

Подробно все действия не оговариваются.


Этап применения
Цель: применить действие сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями дл решения различных задач.

Набор задач:
1) Вернемся к нашей задаче про Сашу и Таню, Антона и Богдана. Тогда, зная как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, как её решить??
2) С помощью рисунка объясните, почему 13 EMBED Equation.3 1415.
3) Вычислите: 13 EQ \F(1;3) 15 - 13 EQ \F(5;12) 15+ 13 EQ \F(1;18) 15.
И.т.д.



13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415



Root Entry;Equation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native1Лист3!Объект 21Equation Native