Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Цели урока.
Сформулировать алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Сформировать первичные навыки вычисления обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Сравнить способы вычисления обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и с разными знаменателями.
Воспитывать навыки ведения научной дискуссии.
Развивать способность к исследовательской деятельности.
ХОД УРОКА
Актуализация знаний.
Учитель
Учащиеся




Решите примеры:
13 EMBED Equation.3 1415
Каков алгоритм сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями?
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
При сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, числители дробей складывают, знаменатель остается тот же.
13 EMBED Equation.3 1415
В ответе получили неправильную дробь – выделим целую часть.


13 EMBED Equation.3 1415


Каков ход работы при вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями?






13 EMBED Equation.3 1415

Как складывать смешанные числа?
Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
При вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, числители дробей вычитают, знаменатель остается тот же
13 EMBED Equation.3 1415
В ответе получили сократимую правильную дробь – сократим дробь.
Сложение смешанных чисел. При сложении смешанных чисел, целые части складываются отдельно, дробные части складываются отдельно.
13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415
Как вычитают смешанные числа?
Вычитание смешанных чисел. При вычитании смешанных чисел, числители дробей вычитают, знаменатель остается тот же.


13 EMBED Equation.3 1415




II. "Открытие" детьми новых знаний.

Рассмотрим следующий пример:
13 EMBED Equation.3 1415

КОЛЛИЗИЯ!!!
Что нового мы здесь видим?
Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями.





Назовите тему и цель нашего урока.
Тема: " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями ", а цель - научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.

Сформулируйте алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.

КОЛЛИЗИЯ!!!

Наверное, нужно сложить числители этих дробей.
Привести дроби к единому знаменателю.

Кто считает по-другому?
Приведем дроби к общему знаменателю. Для этого первую дробь умножим на дополнительный множитель 2, сложим числители дробей, знаменатель остается тот же.

Попробуем прорешать данный пример.



Рассмотрим еще пример:
13 EMBED Equation.3 1415
Подобный ход решения?
·



13 EMBED Equation.3 1415
Алгоритм решения изменился.

Да. Теперь будем вычитать дроби, приведя их к общему знаменателю.
13 EMBED Equation.3 1415
Привели дроби к общему знаменателю, ответ сократили.

Что общего между алгоритмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и с разными знаменателями?

Решим еще один пример:
13 EMBED Equation.3 1415
Что нового встретилось нам здесь?

Как будем работать с этим примером?




Различия в том, что нужно дольше работать, чтобы найти ответ. Приводим дроби к общему знаменателю.
Сходства, что числители складываем или вычитаем, знаменатель остается тот же.
Сложение смешанных чисел с разными знаменателями.
Так же как и раньше. Приведем дроби к общему знаменателю, с целыми частями будем работать отдельно.
13 EMBED Equation.3 1415


III. Рефлексия. Учащиеся у доски решают примеры.


Решите следующие примеры:

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415
Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями.13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями




13 EMBED Equation.3 1415


Рассмотрим еще один интересный случай:
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Дроби привели к общему знаменателю. Получили ответ, выделили целую часть.

13 EMBED Equation.3 1415








КОЛЛИЗИЯ!!!

Как справимся с этой задачей?


Верно! Закончим вычисление примера.









Возьмем подобный пример:
13 EMBED Equation.3 1415


Из числителя первой дроби нельзя вычесть числитель второй дроби!
ОШИБКА!!!
Почему???
Пока весь класс удивлялся, Дима подумал и сказал:
Можно из целой части занять единицу и отправить ее в дробную часть, затем продолжить вычисление.
13 EMBED Equation.3 1415
Преобразовали дробь.
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415





IV. Итог урока. Домашнее задание.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Узнали как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
Научились работать со смешанными числами с разными знаменателями.

Как вы считаете, достигли ли мы цели сегодняшнего урока?
Да, научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.


Творческое домашнее задание.


Придумайте три примера на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, смешанных чисел с разными знаменателями.

А можно пять примеров придумать?
Примеры сдавать на листочках, они будут включены в самостоятельную работу?

Спасибо за урок!!!




Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native