Пути повышения эффективности экологического образования в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области







Пути повышения эффективности
экологического образования
в начальной школе






Колпакова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов











Пути повышения эффективности экологического образования в начальной школе.

Берегите Землю. Берегите!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаб,
Ястреб, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формировать нового экологического мышления, «экологизация» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы. В связи с чем наиболее актуальной стала проблема разработки содержания экологического образования, форм и методов, способствующих внедрению современных экологических идей во все звенья школьного обучения.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экологического, бережного использования природных рисурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависить от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным богатствам.
Основные пути формирования экологической культуры младших школьников состоят в следующем:
- формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;
- интеграция естественнонаучных и общественно-гуманных знаний;
- непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью.
Экологическое образование должно обеспечить:
- расширение экологических знаний учащихся;
- привитие навыков экологической культуры;
- развития потребности гармоничного общения с природой;
- установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности;
- выработку потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.
Научить ребёнка любить природу – задача нелёгкая.
Для решения данной задачи использовала программу курса «Экология для младших школьников» и дополнительно использовался материал курса «Планета знаний».
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. В содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источники красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависит от окружающей среды.
На уроках математики с целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действами используются задания экологического содержания.
Широкое применение в обучении школьников математики получили межпредметные текстовые задачи. Использование их способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экологической пользе.
На уроках математики расширяем, углубляем, уточняем знания учащихся, полученных на уроке природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении животных и растений, о видах, занесённых в Красную книгу.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе русского языка. Например, при организации словарной работы, так как многие словарные слова являются названиями растений и животных. При проведении работы по развитию речи – предложить учащимся объяснить значение пословиц «Много леса – береги, мало леса – береги», «Лес и вода – брат и сестра». Написать рассказ по картине, сочинение, изложение. Темы могут быть различные: « Лес – наше богатство», В гости к лесу», «Я – бабочка» и др.
Большими возможностями осуществления экологического образования обладают уроки чтения. В учебники содержится большое количество произведений писателей – натуралистов, которые формируют у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях природы.
Неоценимую помощь в экологическом образовании учащихся может оказать обращение к фольклору, как к неиссякаемому источнику мудрости народа в отношениях с природой. Это загадки – описания, загадки – вопросы, загадки – задачи.
С целью расширения знаний детей об охране природы, развития любознательности и внимания, воспитания бережного отношения к природе, развития воображения, самостоятельности суждений, экологического воспитания учащихся проводились мероприятия:» Зелёная аптека», игра «Счастливый случай», приключенческо– познавательная игра « Сохрани природу – сохрани жизнь», урок – исследование «Кто такие птицы?», викторина «Эти забавные животные», внеклассное занятие «Растения нашего края», игра-конкурс «Эти удивительные растения» и т.д. После проведения первой работы с учащимися по экологическому образованию своё отношение к природе учащиеся высказывают в своих сочинениях: «Природу надо любить и беречь», «Природа – часть нашей жизни», «Не будет природы – погибнет человек» , «Надо любить природу , жить с ней дружно», « Берегите русскую природу !», «Нужно охранять и беречь нашу природу, потому что она даёт нам жизнь, от неё зависит наше будущее».
Из высказываний детей видно, что основная задача экологического воспитания достигнута. Дети понимают, что природа – первооснова красоты величия, что мы не её владыки и природа не наша раба. Мы – её часть и признаны быть не жадными потребители, а мудрыми друзьями.
Экологически грамотный человек- это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде.








































13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115