Разработка урока по математике в 5 классе на тему Вычитание. Путешествие в страну Знаний по учебнику Никольского С.М. и др. (ФГОС)0


Урок математики 5 класс, по учебнику С.М. Никольского и др. (ФГОС)
ФИО учителя Малиновская Галина Захаровна, 1 категория МБОУ Вишневский УВК
Дата 16.09.2016г. Класс 5 Предмет математика
Место и роль урока в изучаемой теме: Тема урока изучается после темы « Сложение. Законы сложения».
Тема урока: Вычитание. Путешествие в страну знаний.
Цель урока: создать условия для выявления уровня овладения системой знаний и умений, для положительной мотивации к учению у пятиклассников путем применения игровых форм обучения;
Задачи урока:
Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;
Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).
Формы обучения: фронтальная, групповая ,индивидуальная и коллективная.
Оборудование: шары, стенгазеты для украшения класса; сказочный  поезд, колокольчики-билеты (по количеству учеников), телеграмма, презентация с названиями станций, картинки с изображением сказочных героев.
Основные понятия и термины: вычитаемое, уменьшаемое, разность.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п/пЭтапы урока Деятельность учителя Содержание учебного материала Деятельность
ученика УУД
1 Организационный
этап
Цели:
- подготовка учащихся к работе
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку (Учебники, рабочие тетради, канцелярия) Демонстрируют готовность к уроку.
Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 Проверка домашнего задания
Цели:
-контроль за выполнением д/з учащимися. Собрать тетради на проверку
Проверяет знание законов сложения. Задает наводящие вопросы. Подумайте и применяя свойства сложения вычислить удобным способом
138+173+37+262
107+132+93+268
8200673108200544388 Читают, слушают и выполняют.
Отвечают на вопросы учителя
Личностные: оценивание себя и друг друга
Регулятивные: научиться контролировать свои действия
3 Мотивация учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельнеость. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока.
Учитель : Сегодня мы отправимся в путешествие на сказочном поезде. Каждый из вас получит колокольчик-билет. Чтобы сесть на поезд вы должны решить, что написано на билете. Раздает карточки. (Карточки прилагаются)
1339767-2201738 Какие цели и задачи поставим перед собой?
Вычитание. Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого
8200171754Что называется вычитаемым, уменьшаемым и разностью?
1. Вычислите:169 - (51 + 18) + 41 - 24;
2. Вычислите:191 - (74 + 62) + 29 – 18;
3. Вычислите:391 - (29 + 18 - 13) - (27 + 16);
4. Вычислите:562 - (49 - 18 + 11) + (51 - 42);
Записывают дату в рабочую тетрадь, определяют тему и цель урока.
3022601134110Учащиеся получают колокольчики-билеты. Работают у доски и на местах выполняют индивидуальные задания Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные: самоопределение (внутренняя позиция ученика).
Регулятивные: целеполагание -(постановка учебной задачи).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 4 Обобщение и систематизация знаний(подготовка учащихся к обобщенной деятельности)
Цели:
- обобщение единичных знаний в систему -781357371
Учащиеся прибыли на первую остановку
Чтобы проехать станцию
« Задачкино» надо решить задачи.
-75142636885
Чтобы проехать станцию «Загадочная»
Надо отгадать загадку. 1. Задача.
На овощную базу завезли картофель, лук и капусту, всего 356 кг. Картофеля завезли на 51 кг больше чем капусты. Сколько лука завезли на овощную базу, если капусты завезли 91 кг?
Решение.
1) 91 + 51 = 142 (кг) картофеля;
2) 91 + 142 = 233 (кг) картофеля и капусты вместе;
3) 356 - 233 = 123 (кг).
Ответ: на овощную базу завезли 123 кг лука.
2.Задача.
Коллекция Саши состоит из 134 марок. Из них 82 иностранные, а остальные российские. На сколько российских марок в коллекции Саши меньше, чем иностранных?
Решение
1) 134 – 82 = 52 (марок) российских в коллекции Саши;
2) 82 – 52 = 30 (марок).
Ответ: в коллекции Саши российских марок на 30 меньше, чем иностранных
2084464086
Загадки Бабы Яги:  
1) Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
   И женился на царевне.    (Емеля)
2) У Алёнушки – сестрицы
     Унесли братишку птицы.
      Высоко они летят,
      Далеко они глядят.         (гуси - лебеди)
3) Был друг у Ивана
    Немного горбатым,
    Но сделал счастливым
    Его и богатым.                   (конек - горбунок)
Физкульминутка3873567945
Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры Познавательные:
анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков учебной задачи.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.
5 Применение знаний и умений в новой ситуации
Цели:
12714901058572- обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Организует работу над решением учебной задачи с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений 1. Решите уравнение:
1) y + 368 = 8343 2) a – 2845 = 957
Решение
y + 368 = 8343
y = 8343 - 368
y = 7975 a – 2845 = 957
a = 2845 + 957
a = 3802
2. Задание
Вычислите, используя наиболее удобный способ решения.
1) 634 + 573 + 927 + 866 2) (2378 + 836) - 378
Решение
1) 634 + 866 + 927 + 573 = 1500 + 1500 = 3000 2) (2378 - 378) + 836 = 2000 + 836 = 2836
Решают учебные задачи, работают в паре, заполняют листы самооценивания9525111125
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.
Познавательные:
Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цели:
-выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий;
- проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия. Учитель предлагает учащимся выполнить разноуровневую самостоятельную работу с последующей проверкой.
Проверяет умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний. Формирует умение выявлять ошибки.
Учит составлять алгоритм необходимых действий для недопущения подобных ошибок. У вас на столах цветные карточки с заданиями с 1 по 6 варианты. Карточки разные и по содержанию, т.е по степени сложности. (разноуровневые, 4 и 5 варианты для сильных учащихся с паровозиком на синем фоне). Запишите в верхнем правом углу фамилию и решите предложенные задания. Все решения вы проводите в рабочей тетради.
Каждому ответу соответствует буква. Напишите на обратной стороне карточки с помощью фломастера получившееся название цветка или растения.
1вариант
789+273 =
1547-68 =
Решите уравнение 125 - х = 89.
Решите уравнение х + 153 = 194.
В первый день продали 125 м ткани, а во второй день еще 197 м. Сколько ткани продали за два дня?
У Васи 460 марок в 4 альбомах, трех альбомах 289 марок. Найти сколько марок в последнем альбоме?
Номер
задания К ЮВ Н Ь О
1 2446 32245 1062 421 565 321
2 10424 1002 9892 10704 1479 335
3 200 36 15 189 198 79
4 3475 506 307 41 108 3075
5 718 307 1449 152 2943 322
6 171 621 1596 1427 134 408
2 вариант
1131 + 596=
2065-879=
Решите уравнение х + 539 = 728.
Решите уравнение 131 - х = 47.
Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за два дня, в первый день он изготовил 284 детали, во второй на 59 деталей больше, чем в первый день. Сколько деталей было изготовлено за два дня?
В восьмом классе учится 32 человека, в девятом 41 человек. Сколько детей учится в пятом классе, если всего в этих классах учится 95 человек?
Номер задания Ь Н Е РГ А
1 4946 5801 9446 1836 1727 941
2 506 324 1186 404 516 542
3 1074 67 11456 189 1086 924
4 1004 1796 85 100 89 84
5 281 627 411 512 101 809
6 22 24 34 30 32 29
3,4,5,6 варианты…
Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы.
40322538360353473452325370Отвечают на вопросы учителя. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке
7 Итог урока. Рефлексия
Цели:
- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся;
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Организует обсуждение:
- Какая была тема урока?
- Какую задачу ставили?
- предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме:
- было трудно…
- было интересно…
- я научился…
- у меня настроение… Закончи предложение
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
Я похвалил бы себя …
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Сегодня мне удалось…
Я сумел….
Было интересно….
Было трудно…
Теперь я могу….
Я научился….
1234164273105Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению
24507132098171451905 Проводит самооценку результата своей деятельности и деятельности всего класса. Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий;
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.
8 Информация о домашнем задании
Цели:
-обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает инструктаж по домашнему заданию Достигли цели и задачи все решили
д/з №58,59 учебник
Ребята, мы сегодня путешествовали по стране знаний, узнали и научились решать задачи и уравнения, складывать и вычитать.
Спасибо за урок! Записывают в дневники д/з, слушают учителя -17081588900
886460151765
835279079375724789076835592010563500466344071120337566063500211137563500