Конспект урока русского языка для 7 класса. Дефис между частями слова в наречиях


Конспект урока русского языка для 7 класса. Дефис между частями слова в наречиях
Цели: познакомить учащихся с дефисным написанием наречий; формировать навык написания дефиса в наречиях; повторить дефисное написание существительных, прилагательных и местоимений; учить отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом.
Ход урока:
1. Повторить понятие "Наречие". Когда на конце наречий пишется "о", а когда "а"?2. Физкультминутка:Если суффикс "а" - поднять 2 руки, суффикс "о" - 1 руку1) раскалить добела (2)2) доверчиво смотрел (1)3) повернуть вправо (1)4) убрать начисто (1)5) наесться досыта (2)6) издавна повелось (2)7) взглянул искосо (1)8) заходит изредка (2)9) сначала подумай (2)10) налево поворот (1)11) снова зима (2)12) заговаривает запросто3. Сегодня мы продолжим изучать написание наречий, а именно: когда нужно писать дефис между частями слова в наречияхДефис пишется Примеры1) В наречиях с приставкой –по- + суффиксы –ому,-ему,-и. По-старому, по-весеннему, по-английски2) В наречиях с приставкой –в-(-во-) и оканчивающихся на –ых,- их. Во-первых, в-третьих3) В наречиях после приставки –кое-. Кое-как, кое-где4) В наречиях перед суффиксами –то, -либо, - нибудь. Когда-нибудь, когда-либо, когда-то5) В наречиях, образованных повторением слов или повторением однокоренных слов. Еле-еле, чуть-чуть, видимо-невидимо, мало-помалу, давным-давно, крепко-накрепкоЗАПОМНИ!!! бок о бок, точь-в-точь.4. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:1) Говорил на русском языке (по-русски)2) Жить не так, как раньше (по-новому)3) Очень крепко (крепко-накрепко)4) Неизвестно куда (куда-то)5) Небрежно сделанная работа (кое-как)6) Ехал медленно (еле-еле)7) Много ягод (видимо-невидимо)8) Ушел не прощаясь (по-английски)9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)5. Соедините части слов и полученные наречия запишите:старый -по, -емучуть -по, -омумало -в, -ыхседьмой -нибудьвесенний -по,-игде -чутьнемецкий -помалу6. Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)7. Закрепление знаний. Комментированное письмо:1. Она слушала, приоткрыв по-детски рот.2. Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.3. В городе было по-праздничному шумно.4. Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.5. Он сделала работу кое-как.6. Они уехали давным-давно из этого города.7. Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.8. Кое-где еще вспыхивали искры костра.9. Он чуть-чуть смутился.10. Они где-то это слышали.11. Когда-нибудь он все поймет.12. По ясному небу едва-едва неслись облака.13. Мы жили бок о бок с добродушным старичком.14. Воспоминания старины мало-помалу исчезли.15. Ее платье было точь-в-точь как мое.16. По-видимому, своим словам он не придавал значения.17. Все дела совершались по-домашнему, по-соседски.8. Рефлексия: 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?9. Проверка знаний. Тест.1) Укажите слово, называющее признак действия:а)чтение вслух;б)подняться спозаранку;в)читать вслух.2) Какое слово предложения является наречием?а)1б)2в)3г)43) Горячо, свежо, хорошо. В данных наречиях в суффиксах пишется:а)еб)ов)е и о4) Укажите наречие с буквой "о" на конце:а) добелаб) влевов) справа5) Найдите случаи использования дефиса:а) побольшеб) по-царскив) по моему мнению6) Найдите случай дефисного написания:а) в-третьих, это неправильноб) в третьих рядах засмеялись7) В каком ряду все наречия пишутся через дефис?а) кое-где, на глазок, в-третьихб) как-нибудь, врукопашную, по двоев) по-дружески, куда-то, по-моемуг) на днях, на удачу, по-осеннему10. Домашнее задание. Написать эссе на тему "Вид из моего окна", где в каждом предложении использовалось бы наречие.