Социальная адаптация детей группы социального риска через театральную деятельность

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
г.Кирсанова







Тема: Социальная адаптация детей группы социального риска через театральную деятельность












Составитель:
педагог дополнительного образования
Кувардина Ирина Викторовна
I квалификационной категории








2014г.
Новый закон об образовании направлен на развитие, саморазвитие и социализацию личности ребенка.
В процессе социализации люди учатся тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; таким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям.
Такую работу по формированию навыков социальной компетентности целесообразно строить, используя модель, которая включает в себя блок психолого-педагогических услуг, блок социально-правовых услуг и социопедагогическую реабилитационную среду.
На сегодняшний день как никогда актуальны программы, направленные на развитие театрального творчества детей. Они способствуют приобретению таких необходимых навыков как коммуникативность, активность, смелость, взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей. Они помогают получать арсенал необходимых знаний в области культуры и искусства.
В 2010г. на базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Кирсанова Тамбовской области началась реализация услуги «Реабилитационный досуг для детей и подростков группы риска». Данная услуга нашла свое отражение в образовательной программе дополнительного образования детей «Театр – Творчество – Дети» сроком реализации 3 года.
Одной из педагогический задач данной программы является социальная адаптация детей группы риска через театральную деятельность.
Актуальность программы заключается в том, что она разработана с учетом психологических особенностей детей подросткового возраста, а также с их проблемами и социально-психологической адаптацией обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Новизна данной образовательной программы в том, что она состоит из блоков образовательной программы театрального творчества и блока социальной адаптации детей группы риска.
Одними из главных задач становятся:
- коррекция ценностных установок обучающихся;
-формирование навыков общения обучающихся: гибкость, коммуникативность, толерантность;
-восстановление социального статуса подростка в коллективе сверстников;
- отвлечение от асоциальной среды.
Исходя из этого, в учебно-тематический план 1года обучения был добавлен психологический блок, темы которого были взяты из программы социально-психологических тренингов для интегрированной группы «Реабилитационного досуга».
При работе с детьми все методы работы были сконцентрированы на том, чтобы обучающиеся смогли ощутить свою самостоятельность, успешность, удовлетворение от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом.
В психологическом блоке образовательной программы отводится немалая роль играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Это позволяет обучающимся получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов психологических игр: игровые «оболочки», «игры-проживания», «игры-драмы», «деловые игры».
Для разработки данной программы были использованы следующие педагогические технологии:
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- коммуникативные образовательные технологии;
- технологии саморазвития;
- социально-педагогические и психолого-педагогические технологии;
- здоровьесберегающие технологии и другие.
Основные методы воспитания и развития применяемые на занятиях это:
-развивающая познавательная игра;
- коммуникативные тренинги, викторины;
- коррекция поведения;
- коллективный анализ ситуаций в совместной деятельности и другие.
На каждом занятии отводиться время на обязательный индивидуально-групповой тренинг. В этом случае совершенствуется техника подростка, его психофизический аппарат. В тренинг входят движение, пластика, специальная речь. Занятие обычно заканчивается коллективной импровизацией. Подобная организация работы помогает сформировать более дружеские и сплоченные отношения в коллективе, развить творческую самостоятельность и сформировать устойчивый интерес к театральной деятельности, что позволяет отвлечь подростков от асоциальной среды.
В объединении на всех этапах обучения организуются видеопросмотры, прогулки, экскурсии, посещение спектаклей, выставок, городских и областных праздников. При таком подходе у обучающихся складывается представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, появляется навык творческой требовательности к собственной деятельности.
Для оценки обучающихся была разработана система диагностики отслеживания результатов освоения образовательной программы и степень социализации детей. Её цель - наблюдение за динамикой развития творческого роста и психологического состояния воспитанников.
Различные диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, прогнозировать положительный опыт, вовремя предотвращать негативный.
Анализируя свои ошибки, дети легче переносят временные трудности и неудачи. В такой момент для меня важно быть для них не только опытным наставником, но и мудрым педагогом-другом, который выслушав и поправив, умело, поможет достичь совместно намеченной цели. Именно поэтому в объединении проходят обязательные обсуждения: показа спектакля мероприятий, конкурсов различного уровня, просмотренных спектаклей, итоговых занятий; проводятся индивидуальные беседы.
Хочется отметить, что участие в конкурсах различного уровня помогает стимулировать развитие творческих способностей ребят, укрепляет их гражданскую позицию. Воспитанники объединения с удовольствием принимают участие в конкурсах военно-патриотической направленности. Такая активная позиция, развивает чувство патриотизма, обогащает духовный мир подростков чувством сопричастности и полезности.
Взаимопомощь младшей, средней и старшей возрастной группы при проведении совместных мероприятий помогает сплочению детского коллектива. На репетициях воспитанники чувствуют себя расковано, смело высказывают свою точку зрения, открыто ее выражают, старшие помогают младшим, а те прислушиваются к их советам.
Однако такие положительные результаты в развитии детей были бы не возможны без тесного сотрудничества с семьей, в основу которого положены единство педагогических целей. Главное, чтобы родители знали: с кем, где, чем и когда занимаются их дети. Отсюда главные требования в работе с семьей: плановость, системность, целенаправленность.
Работая на базе основной образовательной школы, столкнулась с проблемой, которая заключается в том, что последнее время все чаще приходят в школу дети, которые не посещали детского сада и у которых есть дефекты речи. Таким ребятам необходима помощь логопеда.
В связи с этим возникла идея исправления таких дефектов путем вовлечения детей в театральную деятельность, которая была реализована на базе основной общеобразовательной школы г. Кирсанова.
Таким образом, с целью развития мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов была разработана экспериментальная интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей «Учимся играть в театр» для детей 6-9 лет: срок реализации 2 года. Содержание программы предполагает групповые занятия с педагогом дополнительного образования, учителем-логопедом и консультации педагога-психолога.
В учебно-тематический план работы добавлен психологический блок, который направлен на улучшение социальной адаптации детей группы социального риска и на снятие психо-эмоционального напряжения у младших школьников.
Дети целевой группы дополнительно занимаются с учителем-логопедом 2 раза в неделю по индивидуальным образовательным маршрутам.
За основу педагогической деятельности была взята модель совместного взаимодействия между детьми, педагогом дополнительного образования, учителем-логопедом и родителями.
В результате данной совместной работы к концу второго года обучения существенно изменились контрольные результаты диагностических исследований детей.
Так, например, у 15% детей исчезли страхи. 17% обучающихся стали менее агрессивны. У всех улучшились память и внимание, исчезли трудности в общении с ровесниками, устранены дефекты речи.
Данная педагогическая практика имеет положительный результат в работе с детьми, имеющими нарушение речи, посредством театральных занятий. В этом её практическая значимость.
Таким образом, данные образовательные программы дополнительного образования детей апробированы, показали хорошие результаты, которые дают возможность обучающимся сформировать навыки общения, развить творческие способности и социально адаптироваться в обществе.



15