Конспект урока по русскому языку Дефис между частями слова в наречиях (7 класс)


Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования?Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы МининаФакультет управления и социально-технических сервисовКафедра профессионального образования и управления образовательными системамиПроект учебного занятияАвтор работы _____Вагнер_Е.Ю.______ (личная подпись) (инициалы, фамилия)
2014 Н. Новгород
Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях.
Тип урока: объяснение нового материала.
Уровень подготовленности класса: средний.
Цели урока:
Познавательные: а)повторить опознавательные признаки и условия выбора изученных видов орфограмм небуквенного типа; б) установить опознавательные признаки орфограммы «Дефис между частями слова в наречиях»; в) организовать самостоятельное выявление учащимися морфологических и структурных условий выбора новой орфограммы небуквенного типа; г) показать образец применения орфографического правила под каждое условие выбора новой орфограммы.
Практические: а) учить детей видеть среди слов с орфограммами-дефисами слова с орфограммой «Дефис между частями слова в наречиях»; б) формировать умение группировать наречия п опознавательным признакам орфограмм-дефисов и обосновывать условия выбора дефисного написания наречий; в) учить применять изученное орфографическое правило в процессе написания творческого диктанта.
Общепредметные: а)развивать зрительный и моторный типы орфографической памяти; б)продолжить обучение усвоению орфографических правил на основе обобщающих орфографических понятий; в) учить видеть связи между отдельными языковыми явлениями.
Принципы обучения
Общедидактические :1 .Научности (опора на основные виды орфографической памяти и обобщающие орфографические понятия)
2.Доступности (опора на знания об орфограмме , опознавательных признаках и типах орфограмм)
3 .Систематичности и последовательности (объединение в систему всех изученных видов орфограмм дефисного типа).
4.Связи теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения, текста).
Общеметодические:
1 .Внутриуровневых и межуровневых связей ( включение нового вида орфограмм в систему уже известных орфографических понятий; выяснение языкового характера условий выбора орфограмм).
Частнометодические:
Опора на опознавательные признаки орфограмм небуквенного типа.
Сопоставление части речи и члена предложения.
дефисного типа).
Методы формирования умений:
1 .Нахождение в сочетании с частичным графическим орфографическим разбором.
2 .Группировка по опознавательным признакам орфограмм в сочетании с графическим орфографическим разбором.
3.Диктант на расширение текста в сочетании с устным орфографическим разбором.
Средства обучения:
1 .Таблица « Дефис между частями слова в наречиях»
.Мультимедийное оборудование.
3. Карточки с дидактическим материалом для метода нахождения и словами для справок.
План урока:
1 .Оргмомент- 1 мин.
2 .Объяснение нового- 15 мин.
.Формирование знаний и умений – 19 мин.
Итоги урока – 3 мин.
.Постановка домашнего задания – 2 мин.
ХОД УРОКА.
I . Организационный момент:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с орфографией наречий, выясним условия выбора еще одной орфограммы небуквенного типа. Запишите в тетрадь число и вид работы, оставьте строчку для названия темы урока.
Объяснение нового материала.
- Организация восприятия темы:
1.Восприятие на основе повторения орфограмм ,имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой:
-Назовите изученные виды орфограмм небуквенного типа.
-Приведите примеры слов с орфограммами- дефисами, запишите их в тетрадь, обозначая условия выбора.
-В каких частях речи встретились орфограммы- дефисы?
-Укажите (назовите) опознавательные признаки орфограмм – дефисов в записанных словах.
Вывод: Итак, опознавательными признаками изученных орфограмм-дефисов являются сложные слова, приставка кое-, суффиксы –то, -либо, -нибудь. Сегодня нам предстоит познакомиться с новым видом орфограмм небуквенного типа, имеющим некоторые из названных опознавательных признаков, и научиться правильно писать слова ,подобные тем, что записаны на доске:
По –зимнему во –вторых кое-где когда –либо еле-еле
По –лебединому в –третьих кое-как как-нибудь много-много
По-английски где-то
2.Зрительное восприятие:
-Рассмотрите написание этих слов и перепишите их в тетрадь столбиком.
3. Понятийное восприятие:
-Какого типа подчеркнутая орфограмма?
-Где она находится в слове?
-Сколько вариантов написания имеет?
-В какой части речи встречается?
Вывод: значит, нам предстоит познакомиться с условиями выбора орфограмм небуквенного типа , которая находится между частями слова ,имеет один вариант написания (дефисное) и встречается в наречиях. Запишем название орфограммы: « Дефис между частями слова в наречиях».
2 .Осознание:
Выясним условия дефисного написания наречий. Я буду графически обозначать условия выбора, а вы следите за обозначениями ,переносите их в тетрадь и обдумывайте, от каких языковых особенностей наречий зависит дефисное их написание.
Вопросы для беседы на основе наблюдений:
-От наличия каких языковых особенностей зависит дефисное написание наречий первой группы7-Второй?
-Третьей?
-Четвертой?
-Пятой?
-С каким разделом науки о языке связаны эти особенности?
-В какой части речи встречается орфограмма?
Вывод: Таким образом, мы выяснили , что рассматриваемая орфограмма имеет структурные и морфологические условия выбора. Сформулируем эти условия в виде правила. Внимание! Орфографическое правило. (учитель формулирует правило).
3 .Запоминание: а)чтение правила по учебнику вслух;
б)проговаривание правила каждым про себя;
в) воспроизведение правила п опорной записи.
4. Обучение учащихся умению применять орфографическое правило:
-по каким же приметам. Опознавательным признакам можно определить, что в словах типа когда-нибудь, кое-как, по-русски, давным-давно имеется ошибкоопасное место, т.е. орфограмма?
-обозначим опознавательные признаки орфограммы особым значком V
-cравните опознавательные признаки и условия выбора орфограммы-дефиса в наречиях.
-какое наблюдение можно сделать в результате такого сравнения?
Вывод: Верно, опознавательные признаки и условия выбора орфограммы- дефиса в наречиях почти полностью совпадают. Переписывайте с доски в тетрадь слова на изученную орфограмму, старайтесь запомнить образец применения нового правила: по-весеннему – наречие с приставкой по- пишется через дефис, потому что есть суффикс –ему; кое-где –наречие с приставкой кое-пишется через дефис. ( Далее учитель дает образец на каждый опознавательный признак и каждое условие выбора изученной орфограммы. Затем учащиеся рассуждают по образцу на примере слов, записанных на доске).III. Формирование знаний и умений:
Упражнение№1.
Цель: Нами рассмотрены условия выбора дефисного написания наречий. Основная задача теперь- учиться видеть слова с новой орфограммой среди других слов.
Задание: Выпишите из предложений наречия с орфограммой –дефисом, укажите ее опознавательные признаки.(Предложения записаны на интерактивной доске)
Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему ,надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (Пауст.)2. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. (Пришв.)3. Зеленый травяной склон горы изрезан громадными буквами какого-то призыва. (Песк.)4 . Где-то здесь, вблизи дороги на кордоне ,есть глубокое озеро Шуя. (Пауст.)5 .Сначала были видны еще колеи, давным-давно поросшие травой. (Пауст.) 6 .Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Н.Т,) 7. На темно-сером небе кое-где мелькают звезды. (Т.) 8 .Чтобы жить хорошо, по-человечески, надо же работать! (Ч.) 9. Во-первых, я пишу не повесть, а путевые заметки. (Л.)
Организация проверки: 1. Прочитайте выписанные наречия, назовите опознавательные признаки орфограммы-дефиса в них. 2 .В каких еще частях речи встречаются орфограммы-дефисы? 3.Какой общий опознавательный признак орфограмм дефисного типа имеют прилагательное темно-серый и наречие давным-давно?
Вывод: Орфограммы –дефисы встречаются в неопределенных местоимениях, сложных существительных и прилагательных, наречиях. Их опознавательными признаками являются приставки по-, кое-, в-(во-); суффиксы –то, -либо,- нибудь; сложные слова.
Упражнение№ 2
Цель: Учиться группировать наречия по опознавательным признакам орфограмм-дефисов и обосновывать условия выбора дефисного написания наречий.
Задание: Выбрать из диктуемых словосочетаний наречия с изученной орфограммой, сгруппировать их по опознавательным признакам орфограмм дефисного типа, обозначить условия выбора.
Любить по-прежнему, послышались откуда-то, еле-еле говорит, чем-то взволнован, когда-нибудь помогут, ругал по-дружески, решать по-деловому, вот-вот догонит, видны кое-где, идти по осеннему лесу, написал по-немецки, в четвертых классах, направить куда-либо.-Организация проверки: 1 .Прочитайте слова каждой из трех групп, обоснуйте условия выбора дефисного написания. 2. На какие условия выбора дефисного написания наречий встретились примеры? 3. От каких словосочетаний следует отличать наречия типа по-деловому, по-зимнему? 4 .Дополните каждую группу примерами слов на другие виды орфограмм дефисного типа ,обозначьте условия их выбора. 5. Назовите одинаковые условия выбора дефисного написания местоимений и наречий.
Вывод: Неопределенные местоимения и наречия пишутся через дефис ,если имеют приставку кое- или суффиксы –то, -либо, -нибудь. Наречия по-деловому, по-зимнему, по-прежнему и т.п. следует отличать от словосочетаний типа по зимнему лесу, по прежнему пути.
Упражнение №3.
Цель: Учиться правильно писать слова с изученной орфограммой при употреблении их в тексте.
Задание: Распространить предложения с орфограммой –дефисом, пользуясь словами для справок: как-то, кто-то, по-весеннему, кое-где, темно-зеленый, по-зимнему, где-нибудь, во-первых, откуда-то.
Десятки травяных лягушек (как-то) вяло шевелились и урчали (по-весеннему) в мутных лужах дороги. Но все изменилось, едва дорога вошла под сень высокоствольного молчаливого леса. В тени зеленых шатров елей и сосен сырой зернистый снег лежал сплошь, лишь (кое-где) около пней и на холмах появились небольшие проталинки. Здесь было сыро и холодно. На опушке смолистые почки берез начали набухать, а растительность бора еще спала ( по-зимнему). Даже птиц было мало: (откуда-то) издалека слышался стук дятла да гаечки тянули свое: «Тю-тю-тю».
(А. Формозов).
-Организация проверки:1 Прочитайте восстановленный текст, обоснуйте условия выбора дефисного написания наречий в тексте. 2 .С какими разделами науки о языке связаны условия выбора дефисного написания наречий?
Вывод: Таким образом, условия выбора дефисного написания наречий связаны со словосочетанием и морфологией.
IV. Итоги урока:
1 .Докажите ,что в словах еле-еле ,по-турецки, в-пятых, где-нибудь имеется орфограмма небуквенного типа. Назовите место ее расположения в каждом слове.
2 Можно ли сказать, что сложные прилагательные и наречия имеют общие условия выбора дефисного написания.
3 .По какому орфографическому признаку можно объединить в одну таблицу сложные прилагательные, сложные существительные, неопределенные местоимения и рассматриваемые сегодня на уроке наречия?
V.Постановка домашнего задания.Вы верно определили ,что сложные прилагательные, сложные существительные ,неопределенные местоимения и наречия с изученной орфограммой можно объединить в таблицу по типу орфограмм, в этих словах встречающемуся. Цель вашей работы дома –усвоить условия выбора дефисного написания наречий, объединить все знания об употреблении дефиса в систему. Для этого необходимо повторить условия выбора дефисного написания сложных прилагательных, сложных существительных ,неопределенных местоимений; выучить орфографическое правило об употреблении дефиса в наречиях: $42 на с.114-116 ; составить таблицу «Употребление дефиса», взяв за основу ее построения одно из следующих орфографических понятий: опознавательные признаки орфограмм дефисного типа ,морфологические условия выбора орфограмм дефисного типа.
Литература:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский -  М. Просвещение, 2010.
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение, 2011
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку.7 класс. Москва, «ВАКО», 2006.
В.В. Гадалова. Теория и практика преподавания урока русского языка (Пособие по методике преподавания русского языка ( для студентов и учителей). Москва, «Прометей», 1996.