Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Дефис между частями слова в наречиях»


Открытый урок русского языка в 7 классе по теме:
«Дефис между частями слова в наречиях»
Цели:
1) познакомить учащихся с дефисным написанием наречии; отработать навык правописания дефиса в наречиях; повторить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;научиться отличать наречие с приставкой по от прилагательного с предлогом; учить конструировать предложения по схемам.
2) развивать логическое мышление и речь.
3) прививать любовь к родному языку, гордиться его богатством.
ХОД УРОКА
1)Орг. момент
2)Инсценировка (по веселым урокам «Радионяни»)
Действующие лица: два ученика и учитель.
1 ученик: Прилагательные, как и существительные, не упустили случая увеличить свои ряды за счет сложения основ. Кусочек от одного слова, кусочек от другого, смотришь новое слово получилось, родилось, называется сложное.
2 ученик: Почему сложное? Ведь сам способ несложный вот только для учеников не очень приятный. Думаю, ты понял, почему появляется новая орфограмма. Вот смотри: русско-немецкий, железнодорожный.
1 ученик: Ну и как писать? Все слитно? Или через дефис? Не тут-то было! Одни слова так, другие сяк
З В О Н И Т К О Л О К О ЛЬ Ч И К
Учитель: Внимание, урок начался. Тема сегодняшнего урока «Сложные слова»
1 ученик: А раньше были простые?
Учитель: Все слова сложные, пока не научишься их писать. Но в грамматике сложными называются такие слова, которые имеют несколько корней. Например: паровоз - везущий с помощью пара. Это сложное слово. А что у него внутри?
1 ученик: Машинист
Учитель: Я имею в виду а или о
1 ученик: А машинист один или есть помощник?
Учитель: Есть помощник
1 ученик: Тогда а; паравоз
Учитель: А если их трое, то троевоз? Нет, ты все перепутал. В слове паровоз соединительная гласная о; а не бывает соединительной гласной.
2 ученик: Только о?
Учитель: Нет, есть еще е. Какие слова ты знаешь на е?
2 ученик: Синеглазка, большеголовый. А как пишется сине-голубой?
Учитель: Через дефис. Все сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: ярко – красный, серо – синий, серо-буро-малиновый.1 ученик: А синеглазый?
Учитель: Это не оттенок, это обозначение человека с синими глазами
2 ученик: А рыжеволосый?
Учитель: Так называют человека с рыжими волосами
1 ученик: А рыже-лысый
Учитель: Я такого не встречала
1 ученик: А я встречал. Сначала человек был рыжий, а через несколько лет стал лысым.
Учитель: Возможно, но если бы и было такое слово, оно бы обозначало не оттенок цвета (бледнолицый), и писалось бы слитно. А что касается слов юго-запад, северо-восток - они тоже пишутся тоже через дефис.
А теперь закрепим материал стихотворением:
Темно-русый паренек
Шел на северо- восток.
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал.
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок,
В школе скажет педагог:
«Этот парень голова, знает сложные слова!»
3) Повторение правила постановки дефиса в сущ., прил., местоимениях
1) Слово учителя:
Спасибо, ребята. Вы, наверное, догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О дефисе, но только о дефисе между частями слова в наречиях.
Но для начала давайте повторим правописание дефиса в прил., сущ., мест.
2) Таблица вывешивается
3)Замените словосочетания прилагательными и запишите.
Продукция сельского хозяйства, вопросы медицины и биологии, поселок у Северного моря, климат Средней Европы.
4) Образуйте прил., от числительного два и сущ., знак, лицо, смысл, год, лето, этап.(устно)
5) Орфографическая диктовка.
Пол- Европы, кто-то, пол- ягоды, дикорастущий, нежно-зеленая листва, желтовато- бурая шляпка, поговорить с кем-либо, юго-западный ветер.
4) Объяснение новой темы.
Проблемная ситуация
Тихо- тихо в лесу. Вот (не) слышно, (по) кошачьи, ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда (то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. (Не) вольно вспоминаешь самые страшные сказки.
Читаем текст.
Объясните подчеркнутые орфограммы.
Объясните правописание наречий с НЕ, раскройте скобки.
Какие еще наречия есть в тексте? Как они пишутся? (Учащиеся по аналогии с неопределенными местоимениями объясняют правописание неопределенных наречий: откуда-то. Догадаются, что суффиксы –либо, -нибудь, и приставка кое- пишутся через дефис: откуда-то, где-либо.)
Самую большую трудность вызывают правописание приставок в наречиях.
Как обычно пишутся приставки в существительных, прилагательных, глаголах? (Слитно)
Слово учителя: У наречий приставки пишутся и слитно, и раздельно, и через дефис. Например: в одиночку, поодиночке, по-видимому, по-кошачьи.
На доске открывается таблица (правая часть закрыта)
Сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графические обозначения.
Сравните свои доводы (открывается правая сторона таблицы)
А теперь сравните с материалами учебника ( с.114, 115,116)
Запишите в тетрадь-справочник.
5) Закрепление темы.
1) Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите:
Старый по-, ему
Чуть по-, омуМало в-, -ыхСедьмой -нибудьВесенний по-, -и
Где -чуть
Немецкий -помалу
2)Сравните запись на доске:
Поступить по-боевому
По боевому пути
3)Записать, объяснив изученную орфограмму.
По-прежнему шел сильный дождь. Подводы двигались по прежнему пути.
4)Выполнение упр.251 (устно)
- Какой частью речи являются выделенные слова?
- Можно ли выделенные слова назвать омонимами?
- Разберите выделенные слова по составу. Чем отличаются однозвучные слова-наречия и прилагательные?
- Сделать синтаксический разбор первого предложения.
5)Цифровой диктант (Наречия-1, Другая часть речи- 2)
По-утиному, кое с кем, по-русски, видимо-невидимо, кисло- сладкий, певуче, волей-неволей, третий, по-товарищески, бережливо, дружеский, в-пятых, полуподвал, иссиня- черный, по-моему.На доске записаны цифры. (взаимопроверка)
6) Подведение итогов урока.
- Назовите условия дефисного написания наречий?
- Как отличить написание наречий от омонимичных им частей речи?
Оценки.
Д/з & 42(c.115 – 116), упр. 253, знать таблицу.