Выступление на педагогическом совете школы Социализация личности


Социализация личности в рамках урочной и внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ(25.01.2017)

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Важнейшая социальная задача– забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.
Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
В уставе Всемирной организации здравоохранения дано определение: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».  Следует различать два аспекта понятия здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Организация уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни осуществляется с учетом основных направлений формирования культуры здоровья:
- выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу); обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;
- формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле); эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т. д.; воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;
- выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;
- формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья и т. п. как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.
Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым?
Необходимо организовать ЗОЖ опираясь на следующие принципы:
1. Принцип ответственности за свое здоровье. Только разумное отношение к нему позволяет человеку долгие годы сохранять бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия.
2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Изменение в любой из систем обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из частей единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека.
3. Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: генотипические факторы, психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры.
4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, вызывающие среднюю степень утомления, последствия которого при правильной организации образа жизни не должны продолжаться более 24-36 часов.
5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха.
Как отмечал отечественный физиолог Н. Е. Введенский, «люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно». В природе жизнь поддерживается за счет согласования периодов активности и покоя. Это относиться практически ко всем системам организма и к организму в целом.
6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности.
Осознанное отношение человека к организации своего труда и отдыха требует научиться правильно работать и правильно отдыхать. Планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему, в которой «сегодня» - это продолжение «вчера» и начало «завтра». В этом отношение актуальны слова Л. Н. Толстова: «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высокими».
7. Принцип «сегодня и всю жизнь».
Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.
8. Принцип валеологического самообразование.
Цель формирования ЗОЖ - совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своих организма и личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья.
Таким образом, обеспечение ЗОЖ возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей: -просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением; -выполнение творческих заданий (напиши сочинение, нарисуй плакат, рисунок, сочини правдивую рекламу, подготовь проект);
- анкетирование.
Одной из современных эффективных форм работы по формированию ЗОЖ на уроках ОБЖ считаю проектную деятельность обучающихся. Ученик, в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья, познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
В программе общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 2010 года под редакцией А. Т.Смирнова на изучение раздела «Основы здорового образа жизни» в 5-11 классах, отведено 43 часа. В содержание программы заложены темы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Если говорить про образовательное учреждение в целом то в основном формирование ЗОЖ носит характер акций, разовых мероприятий.
  В связи с этим в нашей школе работает ШСК «Феникс»
Основной целью ШСК является:
организация и совершенствование спортивно-массовой работы в школе,
пропаганда здорового образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности,
повышение спортивного мастерства членов ШСК.
Помимо этого в нашей школе действует отряд ЮИД. Целью, которого также является сохранение здоровья обучающихся. Прежде всего отряд, проводит разъяснительную работу в школе по Правилам дорожного движения; выпускает газеты; пропагандистские материалы. Помимо этого ЮИДовцы отрабатывают навыки фигурного вождения велосипеда, совершенствуют знания по ПДД, что в дальнейшем поможет соц. адаптироваться детям в жизни.
Учитель должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.
Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Школа может и должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье.