МАСТЕР-КЛАСС «ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МАСТЕР-КЛАСС
«ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель: Привлечь внимание к использованию в управлении ОУ современного метода анализа внутренней среды школы - SWOT-анализа, как технологии разработки стратегических задач и пути развития учреждения.
Задачи:
Отобрать эффективные формы анализа работы общеобразовательного учреждения для построения модели его развития.
Научиться разрабатывать «Дорожную карту» внедрения инноваций в образовательное пространство школы.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги!
Какие бы обновления образовательной среды не происходили, мы все являемся активными участниками инновационных процессов.
В связи с переходом в сентябре 2011 года на стандарты нового поколения, проблема готовности школы к внедрению этой инновации волнует всех руководителей, учителей, родителей учащихся.
Руководитель любого уровня должен представлять себе школу в целом как модель образовательной системы и понимать её внутреннее строение и особенности функционирования всех её компонентов. Для того, чтобы определить уровень готовности образовательного учреждения к внедрению новых стандартов, существуют разнообразные методы. На мой взгляд, эффективным является SWOT-анализ ( или ССВУ-анализ), где первое «С» - означает сильные стороны школы по отношению к какому-то вопросу или задачи, второе «С» - её слабые стороны, «В» означает те благоприятные для нашей школы возможности, которые создает внешняя среда и её ожидаемые изменения, а «У» - угрозы, опасности, риски для школы. Метод используется для анализа внешней и внутренней среды учреждения. Но в рамках мастер-класса мы будем анализировать только внутреннюю среду.
Что же такое – внутренняя среда? Можно воспользоваться следующей схемой.
Внутренняя среда образовательного учреждения включает в себя учебно-методическую, научно-исследовательскую, хозяйственную, экономическую, управленческую и маркетинговую деятельность. Анализ внутренней среды позволяет комплексно оценить возможности развития школы, увидеть слабые звенья и изучить внутренние источники эффективности. Внешняя среда состоит из основных участников, работающих на выполнение организационной задачи (родители, поставщики товаров и услуг для организации образовательной деятельности)
Каждый руководитель ежегодно делает анализ работы образовательного учреждения. После того как получены первые итоги анализа необходимо, определить стратегические задачи и пути развития учреждения. Не все школы в равной степени готовы к внедрению стандартов второго поколения. На первый план выходит необходимость выявления сильных и слабых сторон общеобразовательного учреждения, рисков введения инноваций и путей их преодоления.
Попробуем это сделать, работая в группах.
Задание 1 группе:
Работая с таблицей «SWOT» - анализ системных изменений» определите:
Какие имеющиеся у школы сильные стороны, позволяющие ввести ФГОС на начальной ступени общего образования, могут быть усилены ещё больше.
Что нужно сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на школу и как научиться вовремя распознавать и использовать их в интересах школы?
Задание 2 группе.
Работая с таблицей «SWOT» - анализ системных изменений» определите:
Какие слабые стороны, препятствующие введению ФГОС на начальной ступени общего образования, можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно?
Как противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам?
Презентация результатов работы групп.
Итоги.
В результате проведенного нами анализа мы выявили сильные стороны образовательного учреждения, риски, которые могут возникнуть при введении стандартов образования и способы компенсирования или уменьшения их влияния. Эти данные могут быть использованы при составлении «Дорожной карты» по внедрению Федеральных государственных стандартов начального общего образования.
На экране – слайды «Дорожной карты». Предложенные вами способы усиления благоприятных возможностей и способы компенсирования слабых сторон – это мероприятия, которые необходимо провести в школе. Картой мы можем воспользоваться как шаблоном, конкретизируя сроки выполнения мероприятий, назначив ответственных, определив выход результата.

Приложение
Задание для 1 группы.
Уважаемые коллеги!
Работая с таблицей «SWOT» - анализ системных изменений» определите:
Сильные стороны общеобразовательного учреждения, позволяющие ввести ФГОС на начальной ступени общего образования.
Предложите способы усиления благоприятных внутренних и возможностей внешнего влияния на школу
Таблица «SWOT» - анализ системных изменений.
Сильные стороны ОУ
Способы усиления благоприятных возможностей внешнего влияния на школу

Высокий уровень мотивации коллектива к переменам в школе


Сплоченность и работоспособность коллектива; наличие группы творчески работающих учителей



Высокий авторитет директора в коллективе


Наличие опыта разработки образовательной программы учреждения



Наличие партнерских связей с учреждениями дополнительного образования детей



Достаточное ресурсное обеспечение инновационных процессов



кадровое


информационное


методическое


материально-техническое


финансовое


Задание для 2 группы.
Уважаемые коллеги!
Работая с таблицей «SWOT» - анализ системных изменений» определите:
слабые стороны общеобразовательного учреждения, сдерживающие успешное введение ФГОС на начальной ступени общего образования.
Предложите способы компенсирования или уменьшения их влияния.
Таблица «SWOT» - анализ системных изменений.
Слабые стороны ОУ
Способы компенсирования или уменьшения их влияния

Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности



Несогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов



Преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к образовательному процессу




Идею введения ФГОС не поддерживает большое количество семей учащихся



Слабые партнерские связи с учреждениями дополнительного образования детей



Недостаточное ресурсное обеспечение инновационных процессов












13PAGE 15


Кузьмин Олег Александрович, директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»




15