Методика обучения слепых и слабовидящих в хореографическом коллективе


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Физическая активность - главный регулятор состояния функций человеческого организма. Н.А. Бернштейн, выдающийся советский физиолог, писал, что движения «живут и развиваются», и «жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма.
Проблема активизации физической активности и формирования координационных навыков являются особо актуальными для слепых и слабовидящих детей.
Зрительные нарушения вносят дискоординацию, нарушают свободу движений. В связи с этим у незрячих мускулатура рук и ног становится слабой. Слабое развитие мышц туловища предрасполагает к неправильной осанке. Многим слепым и слабовидящим детям присуще астеническое состояние, нервное истощение, повышенная утомляемость. И хотя их возрастная динамика их физического развития в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы.
Особенно трудным для детей со зрительной патологией является овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоскостопия, делает невозможной выработку правильной координации движений и т.д. Причина отставания физического развития детей с нарушением зрения заключается в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые и слабовидящие дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. Ряд авторов, изучавших особенности физического развития с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.
Занятия хореографией могут значительно облегчить вышеуказанные проблемы у детей. Танцы, кроме совершенствования двигательных навыков предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирование правильной осанки, воспитание настойчивости, силы воли, коллективизма. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенность в себе.
В ходе проведения занятий важно научить слепых и слабовидящих детей
ориентировке в пространстве, которая осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:
– На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их пространственной ориентировке «на себя»;
– На втором этапе – дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохраненных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;
- Третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений;
- Четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
При обучении детей со зрительной патологией пространственной ориентировке необходимо формировать потребность в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Обучение способам и приемам ориентировки в микро пространстве (за столом, на листе бумаги, в книге), формирование необходимых специальных упражнений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» педагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе – дальше».
Для развития полисенсорного восприятия пространство необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.
Важным показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие танцевального искусства, способность самостоятельно оценивать произведение, а так же наличие у детей нравственной воспитанности, выражающейся в частности, в поведении в коллективе, их трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности.
При работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать, что некоторые движения эти дети по медицинским показателям выполнять не должны. Им запрещены резкие наклоны корпуса, быстрый и продолжительный бег, движения, требующие большой физической нагрузки, вращения. Поэтому педагогу приходится строить урок таким образом, чтобы исключить «вредные» для здоровья детей элементы. Воспитание танцевальной культуры на занятие ритмикой начинается с самых первых минут, когда дети организованно входят в класс под музыку, и приветствуют учителя, исполняя поклон. Поклон - это «здравствуйте» на языке хореографии.
Легкость, музыкальность и выразительность как составные части танцевальной культуры в большей степени отрабатываются занятием у станка и на «середине» зала. Без правильного и систематического исполнения движений у станка невозможно научить ребенка танцевальной культуре и эстетической воспитанности. Тренировочные движения не только развивают выворотность, гибкость, силу ног, приучают детей делать движения точно вперед, в сторону и назад, но и исполнять их в определенном темпе и ритме. Каждое движение у станка рассчитано на развитие определенных групп мышц ног, рук и корпуса. Без работы у станка у ребенка не будет правильного и четкого исполнения. Все проработанные на нем движения пригождаются в работе с танцевальными этюдами.
Следующим показателем танцевальной культуры, формируемой у слепых и слабовидящих детей, является музыкальность. Эмоциональный настрой, правильность и искренность в передаче танцевального образа – все это воспитывается через правильно подобранный музыкальный материал, который должен соответствовать каждому определенному возрасту.
Развитию музыкальности, способствует проведение в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.
Хорошие результаты на занятиях хореографией достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы: разминка; упражнения, регулирующие мышечный тонус, мелкую мускулатуру пальцев рук; упражнения на развитие внимания, чувства ритма, темпа; движения с согласованием речи и движения; релаксация.
Итак, занятия хореографией являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования внутренних органов. Это источник здоровья, работоспособности и подготовки к трудовой деятельности детей. При дефектах органа зрения организм детей находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса.
Таким образом, слепые и слабовидящие дети отличаются тем, что имеют проблемы в координации, ориентации в пространстве, сохранении равновесия. Для развития этих качеств хореография может стать эффективным средством, помочь в развитии умения выделять ориентиры в помещении, развить эмоциональное восприятие музыки, сформировать основы танцевальной культуры.