Методика организации игры как средства развития личности слепого и слабовидящего ребенка


Подвижные игры слепых и слабовидящих
Подвижные игры являются одним ИСЗ средств физического развития слепых и слабовидящих детей. Дети с тяжелыми нарушениями зрения так же, как и их зрячие сверстники, стремятся к движению, к действию. Однако первые неудачи, препятствия, столкновения, испытанные в раннем детстве, вызывают у слепого ребенка боязнь пространства. Родители, опасаясь за ребенка, стремятся оградить его от неприятностей, подстраховывают каждое его движение, что в конечном итоге ведет к малоподвижности, к появлению стереотипных навязчивых движений, в которых ребенок в какой-то степени удовлетворяет свое стремление к движению. При правильной организации жизни ребенка можно избежать появления этих отрицательных последствий слепоты. С самого детства необходимо приучать слепого ребенка владеть своим телом, координировать движения, опираясь на мышечное чувство. В связи с невозможностью зрительного подражания у слепого ребенка затруднено и овладение движением. Обучение движениям слепого ребенка необычайно сложно, связано с объяснением, показом, неоднократным повторением.Педагоги впервые встречаются со слепым ребенком уже в школьном возрасте, и им приходится заниматься не только обучением правильным движениям,и исправлением тех скованных, неразвитых движений, которые сформировались в дошкольном возрасте, устранением навязчивых движений. А это уже значительно сложнее.
К общим требованиям к организации игры можно отнести следующие требования:
- игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;
- при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее);
- для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;
- если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;
- заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;
- ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);
- необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.
Слепой ребенок, так же как и зрячий, может играть почти в любую подвижную игру, только его нужно специально учить играть. В специальных школах дети играют уже на первых уроках физкультуры, ждут этих игр и затем играют в них на прогулках.В тех немногочисленных пособиях, которые имеются по методике проведения подвижных игр со слепыми школьниками, даны подвижные игры для использования на уроках физкультуры, да и сами пособия адресованы преподавателям физического воспитания. Однако при соответствующем отборе, подготовке и консультации врача и преподавателя физкультуры многие игры могут быть использованы воспитателем в его работе с детьми.Каждая игра в основном решает какие-то определенные задачи: развитие координации движений, ориентировки, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливости, скорости или умения согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнять правила игры, воспитание воли, настойчивости, чувства коллективизма.От простых игр для слепых детей, почти не имеющих игровых навыков («У медведя на бору», «Искание мяча», «Мышеловка)». постепенно осуществляется переход к более сложным, где помимо подражания требуется быстрота реакции, умение ориентироваться («Тройка», «Часовые». «Мяч-маятник» и т. д.).У многих детей, обучающихся в школах слепых и слабовидящих, имеются различные нарушения физического развития (излишний вес, плоскостопие, различные нарушения осанки и др.), что связано с малоподвижным образом жизни, отсутствием постоянных физических упражнений; у некоторых детей поражения зрения обусловливаются первичными заболеваниями центральной нервной системы. В этих случаях нарушение зрения является частью более сложного дефекта, по-разному проявляющегося у различных детей. Поэтому необходим тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья таких детей и подробный инструктаж воспитателей со стороны педиатра, офтальмолога о физических возможностях того или иного ребенка.
В организации игр слепых детей необходимо учитывать:
Оборудование площадки; кроме того, эти игры требуют некоторого специальногоинвентаря, способствующего их успешному проведению, К такому оборудованиюотносятся браслеты с колокольчиками, которые надеваются на руку играющим идают    возможность слепым определить по слуху, гденаходится игрок. Мяч, часто используемый в подвижных играх, должен бытьнесколько изменен для игр слепых и частично зрячих детей. Он должен бытьнемного тяжелее волейбольного, с тем чтобы в полете не так резко отклонялся всторону и лучше ощущался слепыми, окрашен в яркий цвет и тем самымлегче воспринимался детьми с остаточным зрением и, наконец, бытьнаполненным камешками или горохом я издавать при малейшем движении звук.Остальные принадлежности — флажки, булавы, палки и т. д. ничем не отличаются от спортивного инвентаря зрячих, только при их использованиивоспитатель каждый раз должен проверить, нет ли обломов, гвоздей и другихизъянов, могущих вызвать травму. Эти меры позволят устранить нервозность и напряженность в игре, связанные с частой потерей мяча, невозможностью определить местонахождение участников игры и т. д. Помимо тех задач, которые указаны выше, при подготовке к проведению игры воспитатель должен разделить детей на группы или команды с учетом их сил и состояния зрения, чтобы в той или другой команде было одинаковое число частично зрячих детей, распределить их на площадке, выбрать, водящего и объяснить правила игры, комментировать ее ход.