Программа по развитию мелкой моторики для слепых и слабовидящих детей


Пояснительная записка.
Программа по развитию осязания и мелкой моторики разработана на основе требований ФГОС.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук.Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.
Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координаций движений пальцев рук,глаз; гибкости рук; ритмичности развития осязательного восприятия;
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой и пластилином;
Развивающие:
развитие мелкой моторики руки;
совершенствование двигательных навыков;
развитие познавательных психических процессов произвольного внимания , логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти;
развитие речи детей;
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость и целенаправленность.
Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умения выполнять практические действия при участии тактильно двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы в пространстве, что позволяет им быть более активнее, любознательнее.Работа по развитию осязания и мелкой моторики осуществляется через работу кружка, который проводится во время развивающих занятий.Данная программа разработана на 34 часа. Оптимальный вариант реализации программы-1час в неделю.
-Творческая деятельность.
-Наглядный метод обучения и метод практических действий.
-Ориентировочно-исследовательская деятельность.
Формы и методы работы.
Дидактические игры и игровые упражнения.
-Занимательные задания.
-Творческая деятельность.
-Наглядный метод обучения и метод практических действий.
Ориентировочно- исследовательская деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1.Тестирование- 2 часа.
Пальчиковый игротренинг -6 часов.
Игры и упражнения на тактильную чувствительность -4 часа.
Тестопластика -6 часов.
Ориентировка -2 часа.
Сенсомоторика-3 часа.
Упражнения и игры с мелкими предметами -5 часов.
Озорной карандаш -2 часа.
Работа с ножницами -3 часа.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ Название раздела Сроки
1 Тестирование . Игра « Золушка» 03.09.13
2 Тестирование. Мозаика, конструктор. Умение оперировать предметами. 10.09.13
3 Пальчиковый игротренинг.Упражнения способствующие свободно и непринужденно пользоваться движениями рук. Упражнения сопровождающиеся стихами. 17.09.13
4 Пальчиковый игротренинг. Самомассаж кистей и пальцев рук. 24.09.13
5 Пальчиковый игротренинг. « Веселые пальчики». 01.10.13
6 Пальчиковый игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами. 08.10.13
7 Пальчиковая игротренинг. Пальчиковая гимнастика с предметами. 22.10.13
8 Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые кинезиологические упражнения. 29.10.13
9 Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Игра «кладоискатель». 12.11.13
10 Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Умение оперировать нитками. Изготовление кукол из ниток. 19.11.13
11 Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности . Изготовление кукол из ниток. 26.1113
12 Упражнения и игры на развитие тактильной чувствительности. Специально развивающая игра « лыжи». 03.12.13
13 Тестопластика. . Основные приемы лепки. 10.12.13
14 Тестопластика. Лепка хлебных фигурок « каравай». 17.12.13
15 Тестопластика Лепка фигур овощей и ягод « ягода-малина». 24.12.13
16 Тестопластика. Лепка фигур насекомых « бабочка». 14.01.14
17 Тестопластика. Лепка обьемных цветов « лесная полянка». 21.01.14
18 Тестопластика. Лепка фигур грибов «лесные дары». 28.01.14
19 Ориентировка на месте и по сторонам тела, игра « птички» 04.02.14
20 Ориентировка на листе бумаги. Оригами « лягушка», 11.02.14
21 Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «рыбки». 18.02.14
22 Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «нарциссы». 04.03.14
23 Сенсомоторика. Аппликация из бросового материала «лошадка». 11.03.14
24 Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать берестой. Изготовление бус из бересты. 18.03.14
25 Игры и действия с мелкими предметами. Игры с пуговицами.Аппликация из пуговиц 25.03.14
26 Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками . Шнуровка. 01.04.14
27 Игры и действия с мелкими предметами. Умение оперировать шнурками .Рисование веревочкой. 08.04.14
28 Игры и действия с мелкими предметами. Мозаика , конструктор. 15.04.14
29 Озорной карандаш . Графический диктант. Дорисовка. 22.04.14
30 Озорной карандаш. Штриховка Работа с трафаретами.
04.05.14
31 Работа с ножницами, ТБ при работе с ножницами. Умение вырезать ткань.Лоскутная аппликация «скоро весна». 11.05.14
32 Работа с ножницами. Изготовление сувенирных коробочек. 18.05.14
33
34 Работа с фигурными ножницами. Изготовление сувенирных коробочек.
Выставка работ « Умелые руки»
25.05.14
28.05.14

Содержание
Пояснительная записка.
Тематический план.
Содержание программы.
Календарно- тематический план.
Условия реализации программы.
Дидактический материал и техническое обеспечение.
Итоговое тестирование.
Литература.
Приложение.
Содержание программы.
1 Диагностика.
Для обследования мелкой моторики руки применяю различные диагностические методы:
различные манипуляции с бумагой; тактильные ощущения-узнавание предмета и формы на ощупь; сила тонуса- сжатие рук взрослого одной (двумя) руками; координация движений-вдевание нитки в иголку; обследование щепоти руки- катание шарика; загибание пальчиков.
2.Пальчиковый игротренинг.
Развитие речи благотворно влияет на развитие речи , что способствует успехам в обучении. При использовании пальчиковой гимнастики дети разучивают текст , что воспитывает быстроту реакции, пространственное мышление , эмоциональную выразительность. Использую в работе пальчиковую гимнастику с предметами. В данном учебном году впервые включены пальчиковые кинезиологические упражнения. Успешно применяется на практике самомассаж с помощью различных предметов — мяч , грецкий орех, прищепки.
3.Игры и действия с мелкими предметами.
Для укрепления и развития детской руки рекомендуется различные упражнения с различными предметами. Работа с мозаикой предполагает выкладывание более сложных фигур. Запланированы занятия с берестой — научимся резать бересту , закручивать и заклеивать.Запланирована работа со шнурками- научимся завязывать узелки, шнурки, выкладывать узоры.
Тестопластика. Нетрадиционная методика работы с детьми для развития мелкой моторики и привития эстетического и художественного вкуса.Воспроизводя тот или иной предмет , дети знакомятся с его формой ,развивается наблюдательность .Почему именно тестопластика? Тесто достаточно легкий в использовании материал . Экологически чистый , дешевый. Его можно заготовит впрок, покрасить , изделия легко подвергаются сушке. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.Занятия тестопластикой оказывают благоприятное влияние на развитие мелкой моторики .Неоценимую помощь эти занятия могут оказывать детям с задержкой психического развития.
Озорной карандаш. Чем больше уверенности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Одним из форм развития мелкой моторики является рисование. На данных занятиях запланировано штриховка с помощью трафарета , графические диктанты, раскраски и т. д. Специалистами ( Морозова Н Г ) отмечено , что занятия рисованием благотворно влияют на воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта.
Игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности.
Развитие тактильной чувствительности у слепых детей компенсирует дефект зрения.Благодаря тактильной чувствительности воспринимается форма, размеры, фактура предмета, читается шрифт Брайля, и рельефные рисунки. Игра «кладоискатель» запланирована для всего класса.В емкость накладывается песок и прячется клад.Нужно найти клад руками.Воздействие песка оказывает успокаивающее и массажирующее влияние. Одновременно играет 1-2 ребенка. Запланирована работа с нитками. Это изготовление кукол из ниток и закручивание ниток в клубок.
Ориентировка.Ориентировочный навык складывается в результате формирования условно-рефлекторных связей. Запланировано 2 занятия. Занятия будут проводится в спортивном зале в виде подвижных игр.
Сенсомоторика. У детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом восприятии фигур; дети не обладают рацоинальными приемами обследовании фигур. Запланированы выполнение аппликаций из бросового материала, воспитывающее в детях трепетное отношение к окружающему миру.
Работа с ножницами.Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику. Перед тем ,как давать детям ножницы, провожу Т Б , правильно выбираем ножницы. Запланированы изготовление сувенирных коробочек, для чего нужно уметь вырезать плотную бумагу. Также запланирована работа с тканью.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Систематическое проведение занятий.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для успешной деятельности учащихся.
Обеспечение учебным материалом.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Настольные игры, конструктор, мозаика, пазлы.
Материал для занятий тестопластикой.
Материал для аппликаций.
Картотека пальчиковых игр.
Природный материал.
Бросовый материал.
Нитки, кусочки ткани.
Трафареты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Сформированы умения ориентироваться в микроплоскости.
Умения успешно оперировать ножницами, клеем, бумагой, нитками, тканью.
Присутствие интереса к занятиям.
Сформированы графические навыки
ЛИТЕРАТУРА.
Педагогическая копилка-тетрадь с разработками.
«Мой мизинчик, где ты был»/ Т Ю Бородина.-М.: Просвещение, 2012-15 стр.
Аппликации из бумаги./ С Афонькин. – П.: Питер, 2013, - 25 карточек.
Номера детских журналов « непоседа», «смекалочка»
Волшебный картон /Н Васина – М.: Айрис-пресс, 2013.-112 стр
Что можно сделать из природного материала/Э.К.Гульянц – книга для воспитателя.- М.: Просвещение, 1991. – 175 стр
Интернет- ресурсы: сайт « Страна мастеров»,
сайт «Самоучка»,
сайт « Академия»,
сайт « Мастерим вместе с мамой»