Игровые технологии на уроках математики при обучении слепых и слабовидящих школьников в среднем звене.


Игровые технологии на уроках математики при обучении слепых и слабовидящих школьников в среднем звене.
Горбунова О.В., учитель математики
ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12»
Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать знания
надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс
Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.
Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Поэтому немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики. 
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Сухомлинский В.А. писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Особенности развития и восприятия слепых и слабовидящих учащихся, естественно, не могут не сказываться на усвоении ими и такого предмета, как математика. Имеются трудности в усвоении программы по математике по сравнению со зрячими детьми. Как показали исследования отечественных психологов (А.И.Зотов, Т.П.Головина, Ю.А.Кулагин, А.Г. Литвак, А.Ф. Самойлов, В.А. Феоктистова и др.), мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей развивается по тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. Необходим грамотный подход к организации учебного процесса со стороны педагога. При проведении уроков необходимо включение игровых технологий. К дидактическим играм будут предъявляться те же требования, что и для игр зрячих детей, необходимо изменения правил игры с учетом частичного или полного отсутствия зрительных функций.  Для более полного понимания заданий незрячими школьниками занимательные математические игры и задания адаптируются и преобразуются для чтения рельефно-точечным шрифтом по Брайлю, крупного шрифта для частично зрячих и слабовидящих детей. 
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен учитывать при организации дидактических игр на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания:
Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему ещё большее внимание. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.
В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.
Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Виды математических игр:
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.
Примеры дидактических игр-упражнений на уроках математики
Математическое лото.
Правило. Учащимся раздается игровое поле с математическими выражениями, разделенное на части и набор карточек с ответами (на 2-3 карточки больше, чем ячеек основного поля). Задача учащимся – закрыть основное поле карточками ответами. Побеждает ученик или группа учеников, выполнившая задание быстро и верно.


2 вариант. Закрыть основное поле карточками, из букв оставшихся ячеек составить слово.

Математическое домино
Правило. Ученику или группе учеников раздаются карточки в виде костей домино (карточка разделена на две части). Задания напечатаны на карточке, необходимо подобрать верный ответ, записанный на половинке другой карточки, тем самым собрать всю цепочку. Побеждает ученик или группа учеников, выполнившая задание быстро и верно.

Цепочки преобразований
Правило. Выполнить цепочку преобразований, заполняя пустые клетки, в итоге получить ответ всей цепочки.



«Качели», «Весы»
Правило. Установить связь и заполнить пустые клетки.
3625215165100
-80010299085

Расшифруй термин или понятие
Правило. Ученикам предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.
Расположите результаты в порядке убывания и назовите тему урока.
1537335top

Арифметические ребусы с буквами
Правило. Арифметические ребусы - примеры обычных арифметических действий, в которых все или большая часть цифр заменены звездочками, кружочками, буквами.
В «буквенном» ребусе каждая буква означает одну определенную цифру. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры. В ребусах со звездочками, квадратиками и т. д. каждый значок может обозначать любую из десяти цифр — от 0 до 9. Одни цифры могут повторяться несколько раз, а другие вообще оставаться неиспользованными.
Ни одно число не начинается нулем.
453390562610Расшифровать ребус — это значит восстановить первоначальную запись примера.
47205901536693253740153670184404048895
Кроссворды.
Правило. При отгадывании слов нужно в каждую клетку ставить по одной букве. Каждое отгаданное слово должно содержать столько букв, сколько для него отведено клеток (для слепых детей использовать брайлевский прибор для ориентации 1 строка, 3 столбец и т.д.)

Рисуем по координатам.
Правило. По заданным координатам точек построить на координатной плоскости некоторое изображение, при этом построенные точки, как правило, последовательно соединяют плавной линией (для слепых детей использовать прибор «Координатная плоскость», а линии изображать резинкой)
3368040383540

2. вариант. Игра «Морской бой»
Правило. «Морской бой» — игра для двух участников, в которой игроки по очереди называют координаты на неизвестной им карте соперника.
Если у соперника по этим координатам имеется корабль (координаты заняты), то корабль или его часть «топится», а попавший получает право сделать ещё один ход.
Цель игрока — первым поразить все корабли противника.
Каждый игрок на листе бумаги в клетку чертит два квадрата размером 10х10 клеток. Разделяют поле координатными осями на четыре четверти.
В одном из квадратов каждый игрок размещает, в тайне от противника, свои корабли:
1 корабль — ряд из 4 клеток («линкоры» или «четырёхпалубные»)
2 корабля — ряд из 3 клеток («крейсеры» или «трёхпалубные»)
3 корабля — ряд из 2 клеток («эсминцы» или «двухпалубные»)
4 корабля — 1 клетка («подлодки» или «однопалубные»)
Корабли не должны соприкасаться ни по стороне, ни по углу.
Палубы кораблей надо строить «в линейку», а не изгибами. Главное: нельзя строить палубы одного корабля по диагонали!
Другой квадрат – это участок моря, где плавают корабли противника, место нахождения которых нужно угадать (для детей, обучающихся по брайлю, используем прибор «Координатная плоскость).
Игры на логические связи.
Правило. Учащимся поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет.
ар, сотка, сантиметр;
ярд, тонна, центнер;
шар, прямоугольник, треугольник;
луч, отрезок, угол;
0,6; 1,2; 0,7;
«Магические квадраты»
Правило. Квадратная таблица из целых чисел, в которой суммы чисел вдоль любой строки, любого столбца и любой из двух главных диагоналей равны одному и тому же числу (для слепых детей использовать брайлевский прибор для ориентации 1 строка, 3 столбец и т.д.)


Источники.
Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.eduВикипедия. Дидактические игры.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактические_игры.