Статья ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.


ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ.Учащиеся школ слепых и слабовидящих овладевают содержанием программ для массовой школы. Обучение таких детей является сложным процессом, так как отмечаемые у них нарушения зрительных функций (низкая острота зрения или полное отсутствие зрения, суженность поля зрения, снижение способности к цветоразличению и др.) затрудняют полноценное восприятие окружающего мира, что осложняет процесс овладения знаниями, умениями, навыками.
Обучение слепых, как и обучение зрячих, должно быть основано на наглядности. Незрячий должен знакомиться с окружающим миром, практически изучая предметы и явления. И чем нагляднее, конкретнее будет обучение, основанное на практическом опыте учащихся, тем выше будет качество знаний.
Использование средств наглядности способствует усвоению знаний, активизации методов обучения, развитию познавательной деятельности, определению качества усвоения учебного материала, но самое главное - формируются адекватные представления об окружающем мире, осуществляется коррекция и компенсация нарушенного зрения.
В педагогической практике выделяют две функции наглядности: первичная (наглядность до получения знаний) и вторичная (наглядность после получения знаний).
Первичная функция применяется в процессе объяснения нового материала, сопровождаемого показом объектов; вторичная носит контрольно-тренировочный характер, так как при повторном использовании наглядности, например при опросе, конкретизируются знания учащихся, уточняются их представления, формируются необходимые умения и навыки. При обучении детей с нарушением зрения применяются разнообразные средства наглядности: рельефные изображения и чертежи, специальные рельефные географические карты, рельефные глобусы; предметы в натуральном виде (орудия труда, предметы домашнего обихода, животные, птицы, растения, овощи, фрукты и т.д.); объемные изображения предметов (модели, муляжи, чучела, макеты, конструкторы, технические игрушки).. 6 *
В результате научных исследований М.И. Земцовой, Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной, В.А. Лониной были установлены особенности познавательных процессов слепых и слабовидящих школьников. Согласно научным данным, использование различных средств наглядности ( натуральной, объемной, изобразительной ) может дать положительный результат лишь при условии выполнения определенных дидактических требований: наглядность должна направлять мысль школьника от конкретного к общему, от явления к его сущности; используемые средства наглядности не должны быть перенасыщены лишними линиями и деталями; в них должны четко вычленяться существенные признаки изучаемых предметов или явлений; средства наглядности нужно изготавливать с учетом данных офтальмолога относительно остроты зрения, диагноза и особенностей цветоощущения; карточки для индивидуальной работы должны быть оптимальных размеров (10x10,20x30 см) и, конечно, средства наглядности должны воспитывать художественный вкус, то есть соответствовать необходимым эстетическим требованиям.
Таким образом, при использовании наглядного обучения необходимо соблюдать чувство меры, учитывать возраст учащихся, особенности личности школьника, разнообразие контингента учащихся ( с точки зрения характера заболевания глаз - аномалии рефракции, врожденные пороки органа зрения, приобретенные заболевания ); своеобразие познавательной деятельности учащихся (замедленное восприятие, неустойчивость внимания, бедность представлений ); специфические отклонения в развитии устной и письменной речи; а также трудности, возникающие у детей при использовании сформированных навыков в процессе самостоятельной работы. Все это предъявляет повышенные требования к качеству средств наглядности в школах для слепых и слабовидящих детей.