Формирование дикции как певческого навыка на занятиях фольклорного ансамбля у учащихся детской школы искусств.


Формирование дикции как певческого навыка на занятиях фольклорного ансамбля у учащихся детской школы искусств.
Введение
Русский фольклор, несомненно, вносит свою неоценимую лепту в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения. Народное творчество закладывает основы художественной культуры. Фольклор – это коллективное художественное творчество, главную роль в котором выполняет песня. Именно песня является душой, носителем моральных и этических норм любого этноса. Песня всегда очень тонко отражает духовные искания, нравственные идеалы людей. Музыкальный фольклор, самобытная культура наших предков, позволяет глубже познать исторические и национальные особенности своего народа.
Воспитание детей на основе народной культуры имеет большое значение для подрастающего поколения, и это дает большие возможности для творческого развития и роста детей.
Каждый детский хоровой коллектив, прежде всего, интересен исполнением своего, местного народно – песенного репертуара. Поэтому основой репертуара детского хора, по возможности, должно быть то, что бытует именно в этой местности, что является наиболее типичным, характерным для нее. Богатство русской песни и заключается в многообразии местных вариантов. Ведь областная характерность народных песен обуславливается своеобразием местного быта, природы, трудовой деятельности, языка.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».
Е.М. Пекерская пишет «Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции».
Так же к работе над дикцией обращались и такие известные хормейстеры как: Антонина Яковлевна Колотилова - советская певица, основатель и художественный руководитель Государственного Академического Северного Русского Народного Хора; народная артистка СССР, советский и российский хормейстер, композитор, педагог, деятель народного искусства – Нина Константиновна Мешко. В своей работе с хором тоже поднимает проблему работы над дикцией. Она говорила: «Начинающих народных певцов, прежде всего надо учить разговорной речи».
Глава 1 Теоретические вопросы проблемы формирования певческих навыков на занятиях фольклорного ансамбля у учащихся детской школы искусств.
Особенности организации занятий фольклорного ансамбля.
Основной формой организации музыкальной деятельности детей в музыкальной школе является урок.
Едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор. Г.С. Виноградов.
В фольклорном ансамбле дети учатся разного возраста от 7 до 12 лет. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Занятия проводятся с четкой регламентацией их длительности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей. Занятия строятся таким образом, чтобы не допускать переутомления, перегрузки детей, к которым приводят однообразие, использование нерациональных методик, отсутствие или недостаток наглядных средств и т.п. Особенно вредным является длительное удержание статической позы. Поэтому в процессе любого занятия дети должны чувствовать себя свободными.
Музыкальное воспитание участников фольклорного ансамбля должно ориентироваться на фольклор родного края. Музыкальный материал будет близок детям, так как он связан с речевой интонацией, со всеми ее местными особенностями.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников фольклорного ансамбля и их подвинутости. Пение с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят кроме пения занято танцем или актерской игрой.
Навыки пения и хореографического движения прививаются детям постепенно, по принципу: от простого к сложному. Занятия 2 раза в неделю по 2 – 3 часа каждое, формы обучения разнообразные: пение упражнений, песен, разучивание простейших элементов народного танца, игра, прослушивание записей русских народных песен, изучение музыкальной грамоты.
Вокально – хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Пение учебно-тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Упражнения должны быть разнообразными по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон, улучшают дикцию, другие закрепляют дыхание, развивают гармонический слух. Очень разнообразят и оживляют занятия творческие упражнения – варьирование и импровизация мелодий, сочинение стихов, придумывание хороводов. Творческие упражнения нужно вводить с первых уроков. Варьирование хорошо знакомых мелодий это один из наиболее доступных на первом этапе вид вокальной импровизации.Сочинение поэтических текстов на заданную тему очень активизирует детей, пробуждает фантазию, развивает мышление.
В процессе организации разных форм обучения педагог стремится к доходчивости объяснения учебного материала, использует игровые приемы.
В программу обучения входят такие предметы как: «Фольклорный ансамбль», «Фольклорная хореография», «Вокал», «Народное творчество».
Характеристика вокально-хоровых навыков
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. 
В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками.
По психологическому словарю В.П. Зинченко, навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью.
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания.
Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, - считается правильным положением корпуса.
При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.
К основным вокальным навыкам относятся:
1) звукообразование;
2)певческое дыхание;
3) артикуляция;
4) слуховые навыки;
5) дикция;
6) эмоциональная выразительность исполнения.
1) Звукообразование - целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Звукообразование - это не только «атака» звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание.
Первым требованием при воспитании у учащихся певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса.
С первых занятий следует добиваться естественного, ненапряженного, легкого и светлого звучания. 
Для того чтобы правильно и эффективно развивать вокально-хоровые навыки, необходимо соблюдать важнейшее условие – певческую установку, то есть правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения.
2) Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. 
Правильное, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю исполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, ключичного дыхания.
Дыхание обычно рассматривают в трех составляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизирует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без намека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества» 
Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.
Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте 7 лет, певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на большие фразы, отрывки.Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. 
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
- ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;
- грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;
- брюшной или диафрагмальный,- дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота;- смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.
В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объеме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение. Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно. Вдох через нос способствует углублению дыхания.
Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Существует целый ряд дыхательных упражнений (см. приложение №1)
Цепное дыхание - это коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов. Основные правила цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
3.) Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя.
Певческая артикуляция значительно активнее речевой. В речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а в певческом – внутренние (язык, глотка, мягкое нёбо).Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения.
При пении важны такие особенности произношения:
· Напевность гласных,
· Умение их округлять,
· Стремление к чистоте звучания неударных гласных,
· Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко; гласные округляются.
Навык артикуляции включает:
- отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;
- умеренное округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;
- нахождение высокой вокальной позиции;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.
Пение гласных с губными согласными «б», «п», «м» активизирует работу губ, помогает энергичнее произносить гласные («би», «ба», «бо», «бу»). Пение гласных с согласной «в» полезно для губ и языка («Вова», «Вера»). Очень полезно распевать скороговорки.
Выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определённой последовательности, по линии постепенного усложнения заданий.
Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-технических приёмов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в совокупности. Упражнения не могут сводиться к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.
Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:
- поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений, что достигается разнообразием как самих упражнений, так и методических приёмов;
- развитие слуха учащихся (воспитание слухового контроля, умения оценить правильность выполнения каждого вокально-технического задания);
- пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха учащихся и выработке чистоты интонации;
- связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением этих упражнений по нотам;
- личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приёмы голосообразования, с соответствующими пояснениями;
- сознательное овладение навыками, то есть понимание детьми правил и способов выполнения упражнений;
- сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с индивидуальным опросом отдельных учеников.
1.3 Методика работы над дикцией
Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция непременное условие вокала, в том числехорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Для ясности дикции важны также осмысленность произнесения, пение наизусть.
Освоение народной музыкальной речи – одно из необходимых условий вокальной работы в народно – хоровом коллективе, вытекающее из органичного единства музыки и слова в народной песне. Собиратели и исследователи русских народных песен отмечают серьезное отношение народных певцов к слову: «В песне – то слово родит!» Хорошая, правильная речь, несущая определенную мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна.
Голосовые связки, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть являются активными звукообразующими органами, а зубы, твердое небо и верхняя челюсть – пассивными. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат
Наиболее распространенный недостаток в пении так называемая «широкая» дикция, когда певец или певица произносят текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть-корень. При такой дикции возникает звук с глоточным призвуком, т.к. опора звука с диафрагмы снимается и переносится «на горло», певец резонирует расширенной глоткой. «Широкая» дикция, сопровождающаяся форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции.
Причины плохой дикции связаны с вялой работой артикуляционного аппарата: малоподвижность языка, зажатость нижней челюсти, вялость губ, скованность мышц шеи и лица. Для преодоления этих недостатков следует выбирать определенные упражнения (для раскрепощения нижней челюсти – упражнения на слоги БА, МА, ДА, на преодоление вялости и малоподвижности языка – упр. на слог ЛЯ и т.д.).
Условием хорошей дикции, выразительного пения являются понимание учениками смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в пении определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. 
Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Дикция определяется как произношение, манера выговаривать слова. Различают два вида дикции: речевую и вокальную. Последняя отличается тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропеть, необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. При этом играю большую роль действия языка. В разговорной речи он устремлен к верхнему небу. В пении, наоборот, чтобы язык устремлялся в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью как единое целое. Такое постоянное закрепление положение языка организует речевой аппарат, помогает близко и собранно, в одном и том же месте фиксировать и одновременно фокусировать все пропеваемые гласные.
В процессе занятий с хором с хором можно использовать различные формы работы над дикцией:
-работа над произношением слов разучиваемого произведения;
-специальные занятия по дикции;
-исполнение небольших упражнений перед началом пения, включаемых в распевание.
Существует большое количество упражнений способствующих подвижности артикуляционного аппарата: упражнения в четкости произношения согласных звуках в слогах (см. приложение №2), упражнения для развития подвижности губ (см. приложение №3), устранению недостатков в произношении слов. Скороговорки являются упражнениями для исправления звукопроизношения. Фразы произносятся отчетливо и нараспев с ощущением музыки речи. Их нужно повторять по несколько раз. Скороговорки произносятся отчетливо, сначала очень медленно, а затем – постепенно ускоряя темп. (См. приложение №4)
Прежде чем певец начнет исполнять песню, он должен со всей определенностью усвоить смысл, заложенный в словах песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем уже найти свою, наиболее верную, выразительную интонацию.
Певец обязан тренировать свой артикуляционный аппарат, в первую очередь – язык, поскольку вялый, малоподвижный язык является причиной косноязычности и главным препятствием при пении. Для этого нужны такие упражнения (см. приложение №5)
Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.
Правила работы над гласными звуками.
Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, без искажений.
В речи не совсем точное произнесение гласных мало влияет на понимание слов, так как основную смысловую роль выполняют согласные. В пении же, когда длительность гласных возрастает в несколько раз, малейшая неточность произнесения становится заметной и отрицательно влияет на ясность дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования.
С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование того или иного гласного звука связано с формой и объемом ротовой полости.
Звуки «у», «ы» формируются и звучат более глубоко и далеко, чем остальные гласные. Однако эти фонемы имеют устойчивое произношение: в любых словах, в любом положении они не искажаются, в отличие от других гласных. Звуки «у», «ы» труднее поддаются индивидуализированному произношению, чем «а», «е», «и», «о». У разных людей они звучат приблизительно одинаково. Отсюда и возникает специфически хоровое применение этих звуков при исправлении открытого или «пестрого» звучания хора. Выравнивание звука по тембру, а также хороший унисон достигается легче именно на этих гласных. После пропевания мелодии песни, например на слоги «лю», «ду» или «ды», последующее исполнение со словами приобретает большую ровность, слитность и округлость звучания, если внимание хористов при пении со словами будет направлено на сохранение одинаковой установки артикуляционных органов, подобной при пении гласных «у» или «ы». Сохранение одинакового расположения артикуляционных органов при пении со словами относится в большей мере к их заднему укладу на гласных звуках.
Чистый гласный «о» обладает теми же свойствами, что «у», «ы», хотя и в меньшей степени; а занимает промежуточное положение между темными «у», «ы», «о» и светлыми «е», «и», которые требуют особого внимания в отношении их округления при пении.Наибольшую «пестроту» в пении дает гласный «а», так как в произношении разных людей и в различных словах он имеет самое большое число вариантов.
Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – «и», «э», «а», «о», «у», «ы», четыре сложные — «я» (йа), «ё» (йо), «ю» (йу), «е» (йэ). При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, последующий за ним простой гласный тянется долго.
Гласные «о», «у» ослабляют работу гортани, способствуя более краевому смыканию голосовых складок. Формируются они при явном понижении типа дыхания, затемняют звук, снижают форсировку. Звук «а» во всех отношениях занимает нейтральное положение; «ы» округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба.
Гласные, распеваемые на несколько звуков, всегда должны звучать фонетически ясно и чисто, а при переходе со звука на звук они как бы повторяются. Например, в русской народной песне «Ничто в полюшке не колышется»

Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Два гласных внутри слова, а также на стыке предлога или частицы со словом произносится слитно («Заиграйте, мои гусельки...»). Два гласных на стыке различных слов разделяются цезурой («Звезда' алеет»). В подобных случаях второе слово следует исполнять с новой атакой для того, чтобы не исказился смысл словосочетания. При этом перед новой атакой звука дыхание не возобновляется.
Таким образом, работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием. Однако в пении гласные не всегда произносятся четко и ясно. Степень яркости гласного звука зависит от построения музыкальной фразы. Под ударением в словах или в момент кульминаций музыкальных фраз соответствующие им гласные звучат наиболее ярко и определенно, в других же случаях — затушеванно, редуцированно.
Правила работы над согласными звуками.
Формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути движения воздуха в речевом тракте. Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.
Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в русской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение.
По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: «м», «л», «н», «р». Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.
Далее идут звонкие согласные «б», «г», «в», «ж», «з», «д», которые образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; глухие «п», «к», «ф», «с», «т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; шипящие «х», «ц», «ч», «ш», «щ» также состоят из одних шумов. Основное правило произношения согласных звуков — четкость и краткость.
Переход звонких согласных в конце слова в глухие: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (например: сад - сат, огород - огорот, друг - друк)
Переход глухих перед звонки в звонкие (например: сделать – зделать, отдохнуть - оддохнуть)
Согласные, оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу и пропеваются вместе с ним (например: ра-ску-дря-ва-я ря-би-на)
Смягчение зубных согласных «Д», «З», «С», «Т» перед мягкими согласными (например: песня-песьня, веснянка-весьнянка)
Выпадение согласных – со/л/нце, сер/д/це.
Прием «огласовки» - Ой, дак(ы) во зеленом(ы) во бору… - придает пению кантиленое звучание.
Известно, что все мастера хорового пения добиваются абсолютно точного (вплоть до мельчайших долей секунды) совпадения произношения согласных звуков при пении.
Деление слов на слоги при пении не всегда совпадает с грамматическим делением. Как правило, группа согласных или одна согласная присоединяются при пении к следующему за ними гласному звуку, например:
Расчленение на слоги грамматически правильное:
Славь-ся ты, рус-ска-я на-ша зем-ля.
Расчленение на слоги, требуемое при пении:
Сла-вься ты, ру-сска-я на-ша зе-мля.
Следование этому правилу совершенно необходимо при выработке пения легато (связного пения, кантилены). Большое значение при пении имеет положение языка во рту поющего. Нормальное певческое положение языка следующее: он должен лежать плоско, касаясь кончиком основания нижних зубов.
Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать в процессе специальных упражнений.
Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-технических приёмов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в совокупности. Упражнения не могут сводиться к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Правильному произношению слов способствуют:
-выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;
-коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
Приложения
Приложение №1
1.Короткий вдох. Выдох длинный со счетом (1,2,3,4….)
2.Короткий вдох. Задержка дыхания, медленный выдох на звук «С»
3.Короткий вдох. Задержка дыхания, медленный выдох на звук «Ф»
4.Короткий вдох. Задержка дыхания, «пострелять губами» на звук «П»
5.Короткий вдох. Задержка дыхания, короткими толчками выдыхать на звук «Ф»
6. Короткий вдох. Задержка дыхания, короткими толчками выдыхать на звук «ПФ»
7. Короткий вдох. Задержка дыхания, короткими толчками выдыхать на звук «ШП»
8.Короткий вдох. Задержка дыхания, выдыхать на звук «З»
9.Вдох и тянемся к «солнышку»
10.Короткий вдох и резкий выдох.
Приложение №2
па, по, пу, пы, пэ.
пя, пё, пю, пи, пе.
та, то, ту, ты, тэ.
тя, тё, тю, ти, те.
са, со, су, сы, сэ.
ся, сё, сю, си, се.
Ба, бо, бу, бы, бэ.
Бя, бё, бю, би, бе.
Да, до, ду, ды, дэ.
Дя, дё, дю, ди, де.
ап, оп, уп, ып, эп.
ат, от, ут, ыт, эт.
ас, ос, ус, ыс, эс.
Аб, об, уб, ыб, эб.
Ад, од, уд, уд, эд.
Ма, мо, му, мы, мэМя, мё, мю, ми, меПриложение №3
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
аааааааааааааяяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
оооооооооооооёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaaяяяяяяяяяяяяяяоооооооооооооёёёёёёёёёёёёёиииииииииииии4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээаааааеееееаааааииииииииииаааааооооояяяяяаааааииииииоооооиииииээээээаааааааааааиииииэээээооооооПриложение №4
По бревну бобры бредут.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки,
Стоят, да на соседний двор поглядывают.
А на том дворе трава, на траве дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора.
Не вместит двор дров,
Дрова выдворить на соседний дровяной двор обратно надо.
Бросились Егорки с горки,
А три дровосека, а три дроворуба, а три дровокола,
Курят да спорят, о том, что мол:
Сшит колпак да не поколпаковски,
Вылит колокол да не поколоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
А пока шел спор, забрела свинья во двор,
Свинья тупорыла, белорыла.
Рылом пол двора изрыла.
Рыла да подрыла,
До норы не дорыла.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Маланья – болтунья молоко болтала, выбалтывала, болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Кукушка кукушонку, купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
У Кондрата куртка коротковата.
Сыворотка из-под простокваши.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Купили кapaкaтице кружевное платьице, ходит каракатица, хвастается платьицем.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход
Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Пошел спозаранку Назар на базар, Купил там козу и корзинку Назар.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко.
Приложение №5
Вытянуть язык вперед и попытаться достать кончиком до подбородка. Повторить 5 раз.
Вытянуть язык вперед и попытаться достать кончиком до носа. Повторить 5 раз.
Играть в «прятки»: быстро высовывать язык и «прятать» его внутрь рта.
Облизать губы по часовой стрелки. Повторить 5 раз.
Облизать зубы. Повторить 5 раз.
Погладить языком сначала одну щеку, а затем вторую.
Высунуть язык вперед и поочередно доставать до верхней и нижней губы.
Так же сделать упражнение, только языком достать из одного уголка рта в другой.
Высунуть язык «лопатой», и свернуть его в «трубочку».
Поцокать языком. Повторить 10 раз.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что наблюдение, контроль, проверка певческого индивидуального развития учащихся дает возможность увидеть характер певческого развития ребенка, позволяет оценивать и постоянно корректировать методику своей работы с детьми.
Музыкальная деятельность на уроках осуществляется не только индивидуально, но и коллективно. В ходе этой работы педагог имеет представления о сформированности таких хоровых навыков как, ансамбль, строй, многоголосное пение. Следовательно, используя коллективную и индивидуальную работу, можно получить более объективные результаты о музыкальном развитии учащихся.
В процессе работы над вокально-хоровыми навыками педагог развивает музыкальные, творческие способности учащихся, необходимые для передачи музыкального образа. Работа над вокально-хоровыми навыками происходит в определенной системе и последовательности. Успех работы зависит от умений педагога, знания и учета им возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к учащимся при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных, творческих способностей.
Творческий подход позволяет педагогу достичь реализации воспитательных, образовательных, развивающих возможностей и успешного решения задач музыкального воспитания детей.
В исследование данной темы принимали участие 8 учеников фольклорного ансамбля детской школы искусств.
В начале года дети были с низким и средним уровнем развития дикции, небольшими диапазонами голоса, мало эмоциональны, некоторые боялись выходить на сцену. На уроках «Хора» и «Вокала» велась работа над развитием дикции и вокально – хоровых навыков. Для этого разучивали скороговорки, проговаривали их с ускорением темпа, пропевали их на одном звуке. Не все учащиеся смогли сразу справиться с этим заданием. Поэтому уроки проводились в игровой форме, чтоб детям было легче справиться со своими трудностями и заинтересовать их в дальнейшем обучении.
За год обучения дети стали более раскрепощены и увереннее в себе, стали спокойно выходить на сцену. Уровень развития дикции учащихся стал высоким, благодаря четкой, планомерной работе на занятиях хора и вокала.
Успешное певческое развитие каждого ребенка, есть лучшее доказательство правильности методики работы педагога.