Ассоциативный метод в формирование творческого воображения учащихся художественного отделения Детской школы искусств

Ассоциативный метод
в формирование творческого воображения учащихся
художественного отделения Детской школы искусств.
С.М. Иванова

Преподаватель
МБОУ ДОД ДШИ г. Стрежевой Томской области,
Преподаватель дисциплины «Основы дизайна»,
Художественный руководитель Дизайн-театра мод «Мистификация»

Социально-экономический прогресс предъявляет свои требования к деловым и личностным качествам современного человека. Востребована личность способная самообразовываться, повышая свой интеллектуальный уровень, выдвигать и реализовывать идеи. Системе предпрофессионального и дополнительного образования обозначена роль создания условий для личностного развития, профессиональной ориентации и творческого развития детей. Творческая работа, даже очень длительная, часто сопровождается чувством эмоционального подъема и приливом физических сил, что является защитной реакцией для здоровья человека. Воображение является формой человеческой психики, наряду с памятью, мышлением и восприятием информации. Оно связано с творческой деятельностью, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей[1]. С.Л.Рубинштейн утверждал, что человек, производя изменения в окружающем мире, меняется сам[2].
При формировании творческого мышления важное значение отводится развитию у обучающихся ассоциативного, образного мышления. Творческое воображение зависит от различных факторов – это возраст, индивидуальные особенности личности, интеллектуальные данные, условий обучения и воспитания. Воображение формируется в процессе творческой работы над созданием художественного образа. Художественный образ – это выражение автора своего индивидуального восприятия и трактовки реальности, основанное на личностных ассоциациях.
В настоящей статье рассматривается обобщение моего личного педагогического опыта, основанного на ассоциативном методе обучения в рамках предмета «Основы дизайна» и творческих занятий Дизайн-театра мод «Мистификация».
Известно, что мы лучше запоминаем те факты, которые связаны между собой и с уже имеющейся у нас информацией. Чтобы запомнить, нам достаточно связать разные факты в единое целое. Что такое ассоциация? Это некая связь в представлении, когда одно представление притягивает к себе другое. Расширение круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Существует несколько видов ассоциации.
по смежности во времени или пространстве: школа - ученик, стол-стул; 
по сходству: стул – табурет, снег-град; 
по контрасту: белый - черный, добро – зло, лето - зима; 
причинно - следственные: звонок – урок, апрель-капель. 
Дети учатся философски оценивать цвет, композицию, пропорции, пространство. В процессе обучения они не только знакомятся с многообразием дизайна, но и пробуют свои силы в различных его видах. На уроках дизайна они пытаются отражать реальную действительность так, как ее чувствуют, учатся мыслить и изучать окружающий мир через цветовое пятно, форму предмета, фактуру. В результате творческой практической работы рождаются произведения, отражающие действительность через призму ассоциативного мироощущения автора. Поэтому, необходимо устанавливать с учащимися эмоционально-чувственную форму контакта, развивая, таким образом, образно-эмоциональное мышление. Перед передачей информации нужно настроить эмоциональный канал для общения с учеником. В этом помогает эмоциональность педагога, опыт общения с детьми, практическое знание возрастной детской психологии, умение находить выразительные образные примеры. Такая форма общения исключает авторитарность педагога и позволяет создать творческую атмосферу в классе. Педагог не навязывает свое мнение ученику, а дает возможность поиска в решении поставленных задач, корректно направляя в пользу эстетической и философской трактовки. Поэтому работы учащихся отличаются своей индивидуальностью. Некоторые абстрактные понятия не целесообразно давать раньше 12 лет, такие как: стилизация, модуляция, пространственные трансформации.
В начале задания даются простые, но в развитии воображения незаменимые. Первое задание – составление цепочек ассоциаций. Начинаем цепочку ассоциаций с какого-либо слова, затем записываем слова, возникшие по ассоциации. Например: ночь – звезды, месяц, спокойствие, сверчки, тишина, черный, тьма, тайна, сон. Мы видим, что ассоциация связывает исходную задачу со сходными признаками других объектов: образами и символами, воспоминаниями, запахами, звуками, ощущениями и т.п. Для практического задания можно дать «Кляксографию» или «Монотипию». В случайно полученном пятне или оттиске на ассоциативном уровне дети тренируют воображение. Задание «Буквица» - это буква своего имени, украшенная деталями, представляющими интересы, хобби, характер автора, используя цвета, с которыми они себя ассоциируют. Это задание дает возможность ребенку «заглянуть в себя», начать изучать окружающий мир с себя. Затем обратное задание из сочетаний представлений «собираем» образ. Например: белый, мягкий – снег, творог, пух, заяц и т.д. Изначально есть фактура, которой придается некая форма.
Особое место в преподавании дисциплины «Основы дизайна» занимают упражнения на стилизацию. Чем больше у ребенка возможностей выразить окружающий мир через свои художественные образы, тем более интересно ему изучать окружающий мир. В программе 1 класса есть упражнения на стилизацию природной форм - «Дизайн открытки». При составлении композиции, которой используются образы цветов и животных. Во втором «Деревья как люди». В этом задании через форму, пластику и организацию пространства листа создают художественный образ природной формы – дерева. Например: молодая березка-девушка распустила косы, старый дуб-богатырь, корявая ель-яга. В 3 классе - создание «Коллажа путешествия». Из предметов, фотографий, природного материала создается образ города, страны. Например: ж/д билет, фотография моста или Эрмитажа, магнит, жетон в метро и какие-либо мелочи лично связанные с ассоциациями путешествия – все вместе возникает образ Санкт-Петербурга. Это «не банальные» ассоциации. К слову «лес» - банально «дерево», не банально – образ, возникший, к примеру, через сказку «Морозко», терем Морозко или через картину Шишкина, утренний туман. Творческое задание – «Мифы народов мира», где ученики применяют не только исторические, художественные, литературные и народные образы, но и стилистику, орнаментику выбранного этноса. В 4 классе дается задание на стилизацию шрифта и фразы. Например: шрифтовая композиция поговорки или высказывания.
Более обширно ассоциативный метод используется в практической работе Дизайн-театра мод «Мистификация». После определения направления разрабатываемой коллекции происходит погружение в тему. Собирается и изучается материал различных областей окружающего мира – литературные и исторические произведения, народный эпос, музыка, фильмы, одежда, предметы быта, обычаи и многое другое. Во время работы над эскизами костюмов происходит слияние осмысления новой информации и практического опыта трактовки художественного образа. Создавая костюмы сначала в макете, а затем в материале совершается открытие новых возможностей этих материалов, техник. Происходит «вживание» в создаваемый художественный образ, представляемый потом на сцене в форме мини-спектакля. Особенность костюмов нашего театра – это не одежда, а конструкция-образ на фигуре человека, выполненных из нетрадиционных технических материалов, таких как пластик, изолон, велотерн, проволока, шабрат, банерная ткань.
Используя ассоциативное мышление, используя минимальные средства, создаются конструктивные проекты по всем законам объемно-пространственной композиции. Неординарное образное восприятие окружающего мира дает воспитанникам возможность на их адаптацию к жизни в обществе, формирование их общей культуры, организацию содержательного и социально значимого досуга. Участники коллектива (они же учащиеся художественного отделения стрежевской Детской школы искусств) приобретают не только предпрофессиональные художественные, но и надпредметные умения и навыки; самостоятельно ставят и достигают поставленной цели, творчески подходят к решению профессиональных и жизненных повседневных проблем.
В заключении стоит отметить, что воображение присуще каждому человеку, но особенно ярко этот тип мышления проявляется в детстве и подростковом возрасте. Потом в процессе взросления воображение и фантазия, по ряду причин, становятся менее актуальными. Но умение анализировать большой объем информации, генерировать идеи, развиваться целенаправленно, последовательно остается важным фактором самоутверждения личности в обществе.
Список литературы:
Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - Издательство «Питер». 2000.











їИзображени5 080