Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС второго поколения Келехсаева Н.В, учитель высшей




1Этап создания мотивационного фона
Реализация этапа обеспечивает за счет выполнения оригинальных упражнений. Они нацелены на устранение чувства неуверенности в собственных силах при чтении книги на немецком языке. Предлагается начать работу с рабочего листа А, независимо от того, с какой книги начинается знакомство с серией. Привлекательная форма призвана стимулировать интерес учащихся к праздникам Германии и других немецкоязычных стран.
2 Этап погружения в страноведческий контекст книги
Специфика этапа заключается в освоении страноведческой информации. Рекомендуется начинать работу с чтением фабульной истории, так как именно здесь учащиеся могут идентифицировать себя с участниками происходящих в книге событий. Фабульная история также более доступна учащимся в языковом плане. Дополнительную информацию содержит историческая книги. Результатом этого этапа является осмысление и обобщение прочитанного. В тетради для ученика предусмотрен целый ряд упражнений к каждой конкретной книге(см.Методический комментарий к каждой книге).При организации процесса чтения следует опираться не на отдельные страницы ,а на разворот книги , так как иллюстрации и текст разворота представляют собой единое целое. Для удобства целесообразно последовательно пронумеровать страницы в книгах для чтения.

3 Этап межкультурного сопоставления
Учащимся предлагается сравнить факты и события родной культуры с культурой стран изучаемого языку. На этой основе воспитывается толерантность по отношению к малознакомому , ному , что является залогом успешного межкультурного общения.
4 Этап деятельностного освоения нового содержания
Этот этап является заключительным и предполагает использование знаний и умений учащихся в различных видах проектной деятельности , предполагающих разработку как индивидуальных , так и групповых мини-проектов. Тем самым реализуется современные подходы к обучению , основывающие на принципах автономности, коллективных формах работы, позволяющие целенаправленную совершенствовать социокультурную компетенцию учащихся. Преобладают проектные формы работы. В заключение учащимися предлагается на рабочем листе D оценить книгу в целом, а также с помощью рабочего листа E подвести итог собственной деятельности.
Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, то есть более 350 лет.
Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остаётся самой распространенной изменяют организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании.
В результате понятие «современного урока» получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.
Понятие «современный урок » находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна.
Сейчас при реализации новых стандартов уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время урока. А если нет?
Еще в советские времена известный педагог говорил:
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал »
К.Д. Ушинский.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Я не буду сегодня подробно рассказывать о требованиях к современному уроку в условиях введения ФГОС . Я поделюсь опытом своей работы.
Учебно-методическое пособие «Wir feien Feste» предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста, изучающих немецкий язык, и включает в себя книги для чтения «Wir feiern Ostern» «Wir feiern Erntedankfest », «Wir feiern Sankt Martin» «Wir feiern Advent» «Wir feiern Nikolaus» «Wir feiern Weihnahten»,а также для учителя (Lehrerbeiheft) и тетрадь для ученика (Schulerheft).Данное пособие предоставляет возможность читать оригинальные немецкие книги, красочно оформленные , приемлемые по объему и ровню языковой сложности. В пособии решается важная и относительно новая задача, связанная с развитием социокультурной компетенции учащихся –формирование навыков культуры работы с книгой.
Событийность содержания, характерная для данных книг, обусловливает широкие возможности для развития творческого мышления учащихся и реализации деятельностного подхода в обучении, включающего в себя разнообразные формы работы, начиная от поделок. Благодаря этому учащиеся могут почувствовать себя участниками различных праздников в немецкоязычных странах и открыть целый мир впечатлений, эмоций, размышлений.
Одна из приоритетных задач пособия-развитие у детей умения понимать содержание прочитанного, опираясь на богатый иллюстративный материал, собственные ассоциации, имеющиеся знания и жизненный опыт, что придает им уверенность в собственных возможностях, формирую навыки самостоятельной деятельности при выполнении заданий и устраняет чувство страха перед незнакомыми словами.
Новизна и необычность содержания пособия создают условия для обмена мнениями и обсуждения прочитанного. Таким образом, в процессе работы над книгой будут развиваться не только рецептивные умения, но и продуктивные-говорение и письмо.
Особого внимания заслуживают традиции, не представленные в родной культуре или наполненные другим содержанием. Тонкости традиционных обрядов, описанных в книгах, могут быть неизвестны преподавателю во всех деталях, устранить возможный дефицит информации поможет страноведческим комментарий к каждой книге.
Чтение книги и формирование навыка понимания текста, содержащего значительный информационный материал, не следует подменять дословным переводом, что часто происходит при работе с текстами, поэтому рекомендуется придерживаться последовательности работы, предлагаемой авторами.
Исходя из задачи формирования коммуникативной и межкультурной компетенции, следует чередовать формы коллективной и индивидуальной работы с книгой.