ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОИСК НАПИТКА БОДРОСТИ»


ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОИСК НАПИТКА БОДРОСТИ»
Эту физическую игру несложно организовать, и, как показал опыт, ребятам она очень нравится. Число играющих команд практически не ограничено. Всю подготовительную работу выполняют старшеклассники.
Начинается игра с такого объявления «Внимание! Внимание! Все, кто любит поиск, головоломные приключения, внимательно слушайте нас. Вчера в школу пришло загадочное письмо. От кого? Пока секрет! Вот что в нем написано:
«О, почтеннейшие и мудрейшие юные физики! Давным-давно в вашей школе мною спрятан ценнейший напиток. Человек, который его обнаружит и отведает хотя бы глоток, станет бодрым и энергичным. Я дарю вам этот напиток, но его нужно найти. Путь поиска подскажет вам, если вы ответите на физические вопросы, волшебный лист, который я кладу в конверт. Не бойтесь трудностей, мои юные друзья! Вперед! Да помогут вам ваши знания по физике и смекалка».
После объявления создаются команды поиска (например, две) в таком составе: командир, его заместитель, члены команды (5— 10 человек).
Вновь звучит объявление - «Командиров команд просят подойти для получения конверта от волшебника».
Вскрыв первый конверт, командир находит в нем лист бумаги (№ 1), в котором написано следующее: «Ответив на 6 предложенных ниже вопросов-заданий и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово-пароль. С паролем нужно обратиться к учителю в очках, который ответит на пароль словами «Вам очень нужны» и передаст новый конверт (№ 2).
Вопросы-задания
1. Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (Из ответа взять третью букву.)
2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно — уменьшить. (Взять из ответа четвертую букву.)
3. Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. (Взять из ответа четвертую букву.)
4. Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (Взять из ответа вторую букву.)
5. Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением? (Взять вторую букву ответа.)
6. Напишите название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга. (Взять восьмую букву ответа.)»
Во втором конверте тоже находится лист бумаги (№ 2), но с таким текстом: «Дорогие друзья! Перед вами четыре буквы: V, v, m, F,
обозначающие физические величины. Назовите приборы, которыми можно их измерить. Из названий приборов возьмите указанные буквы (из первого слова — пятую, из второго — шестую, из третьего — вторую, из четвертого — третью, вторую и восьмую) и составьте слово-пароль. С этим паролем обратитесь к учителю физики, который должен вам на него ответить — «Ценнейшее качество» и передать третий конверт».
В третьем конверте — лист № 3. На нем написано: «О, почтенные! Вычислите плотность куска пластилина неправильной формы. Вместе с пластилином получите в физическом кабинете весы, разновес, линейку. Закончив работу, предъявите ее учителю физики и получите конверт № 4».
В конверте №4 помещен текст такого содержания: «С помощью, написанной на квадратном листе записки с таинственными символами и дешифратора с прорезями и вырезом вы должны составить слово-пароль, которое затем сказать любому сотруднику школьной столовой. В ответ вы услышите вторую часть пароля— «В жизни необходим» и получите, подойдя к специальному столу, конверт № 5.
Чтобы узнать пароль, необходимо наложить дешифратор на записку и поворачивать записку до тех лор, пока в окнах-прорезях получите формулу, соответствующую первому заданию; при таком положении в правом нижнем углу (вырезе) дешифратора прочитайте первую букву слова-пароля. Затем повторите все действия применительно ко второму заданию и т. д.
Задания
1. Формула для расчета скорости тела при равномерном движении.
2. Формула, пользуясь которой определяют давление.
3. Формула для нахождения плотности вещества.
4. Формула, по которой можно рассчитать массу тела».
На листе, вложенном в конверт №5, написано: «О почтеннейшие! Поздравляю вас с победой! — Старик Хоттабыч».
Ответы и указания к ним
К первому листу:
1) газ (3);2) трение (Н);3) вода (А);
4) инерция (Н); 5) сила (И); 6) диффузия (Я). Пароль: «ЗНАНИЯ».
Ко второму листу:
мензурка (У); 2) спидометр (М); 3) весы (Е); 4) динамометр (НИЕ). Пароль: «УМЕНИЕ».
К третьему листу: придать пластилину правильную форму, например, прямоугольника; линейкой измерить его длину, ширину, высоту; по этим данным вычислить объем. С помощью весов определить массу куска, а затем рассчитать плотность.
К четвертому листу: пароль «OПЫT» Пояснения для учителя. На поставленные команде вопросы или предложенные задания отвечает тот ее участник, который быстрее сообразит. Призы получают все играющие (независимо от их количества) по мере прибытия на финиш.
Дешифратор и «записка» представляют собой квадраты, например, 16X16 клеточек тетрадного листа. На записке помимо нужных букв есть и лишние; нанесены они так, как показано на рис. 1. Вырезы в дешифраторе сделаны по рис. 2. Достаточно правильно дешифратор наложить на записку, и сразу же появится определенная физическая формула.
При необходимости содержание игры можно изменить и приспособить к любой теме; для этого достаточно составить другие задания и вопросы.