Методическая разработка «Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»


Методическая разработка
«Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
Аннотация
Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно- ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения истории и обществознанию. Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Все возрастающий объем знаний, умений, опыта творческой деятельности человечества сейчас нередко вступает в противоречие с ограничением времени, которое подрастающее поколение может затратить на овладение всем этим.
В создавшейся ситуации очень актуальной становится проблема систематизации учебного материала.
Методическая разработка может представлять интерес и для преподавателей других дисциплин, а так же при организации дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.
В целом данная методическая разработка позволяет сделать процесс приобретения новых знаний более доступным и эффективным.
Введение
В моей профессиональной практике учителя истории и обществознания часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.  Люди по-разному воспринимают и запоминают информацию. Кому-то достаточно услышать, другим необходимо прочитать (увидеть), третьи - непременно должны самостоятельно произвести какие-либо действия, чтобы понять предлагаемую информацию. Такое разделение людей с преобладанием какого-либо вида памяти (зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе с текстами.
«Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»
Системный подход к формированию предметных и метапредметных знаний и умений требует конструирования содержания учебных предметов. В связи с обозначенными обстоятельствами вопрос, связанный с обучением учащихся конструированию СЛС на уроках обществознания, можно считать актуальным и своевременным.
Схемы, как виды знаковой наглядности, применяются чаще всего для систематизации знаний и облегчения запоминания учебного материала, что позволяет усвоить значительно больший объем информации в определенной логической последовательности.
Применение схем на уроках истории для получения новых знаний и систематизации и обобщение изученного материала стало основным методом работы с учащимися на уроках истории во всех классах.  Главная цель применения данного метода: Формировать у учащихся готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике.  Сущность метода: Введение общих (урочных) и частных (фрагментарных) методов научного познания в процессе обучения на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); актуализация межпредметных и внутрипредметных связей; изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества; использование дифференцированного подхода в обучении.
Задачи: 
развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать эти умения и навыки на практике;
развитие способностей: внимания, памяти, логического мышления;
развитие самостоятельности при работе с текстовым материалом;
развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие коммуникативной компетенции;
формирование интересов и навыков к исследовательской деятельности;
воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы.
Практика показывает, что определенная роль в этом, на мой взгляд, принадлежит структурно-логическим схемам, которые придают процессу преподавания большую конкретизацию и организованность. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях. Виды опорных систем:  таблицы, опорные схемы уроков, схемы (обобщающие, сравнительные).  Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем.
Она оптимальна:
С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.
Достоинства структурно-логических схем:
Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.
Этапы работы со схемами:
Этап восприятия
Этап усвоения
Этап творческого осмысления
Главная особенность систематизации материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.  Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками. 
Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.  Назначение структурно-логической схемы:
Облегчение процесса формирования у учащихся понятий; 
Систематизация знаний учащихся; 
Диагностика уровня подготовки по данной конкретной теме и ликвидация пробелов этих знаний; 
Увеличение объёма самостоятельной работы на уроке; 
Реализация индивидуально-творческого подхода; 
Развитие у обучающихся логического мышления, коммуникационной компетентности.  
В большинстве случаев наиболее результативным является составление схемы после прослушивания материала. Учитель должен сориентировать детей, подсказать, на что следует обратить внимание, заранее сказать, какие незнакомые слова им встретятся и что они значат. Перед учащимися должна быть поставлена четкая цель – что они должны узнать.
Составленные самими учащимися СЛС развивают способности сравнивать факты и явления, делать самостоятельные выводы, т. е. формируется научное мышление и мировоззрение. Такой прием повышает эффективность преподавания и учения.
Выполнение таких заданий требует осознанного отношения к учебному материалу, способствует выработке определенного алгоритма умственных действий, формирует умение учиться самостоятельно, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.
Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность.
Практика проведения уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала возможность: 1. вовлечения в работу всех учащихся без исключения2. увеличить объем изучаемого материала3. усилить мотивацию к обучению4. обеспечить самоконтроль учащихся5. закрепить знания и умения в процессе изучения материала6. дать большую самостоятельность7. расширить логические способности и познавательную активность учащегося8. развивать нравственное сознание и самосознание9. включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата. 
Обобщение системы:
5 класс 6-7 класс 8-9 класс 10-11класс
-готовые мини схемы
-схематичная запись выводов
- обобщающие таблицы - схемы фрагментов уроков
- сравнительные таблицы - активное участие в составление систем на уроке - самостоятельное моделирование различных систем
описание схем, рисунков
- работа с текстом
- краткие ответы самостоятельное
составление таблиц, мини схем
развернутые ответы по плану
- выделение главной мысли в тексте (анализ фрагмента текста) развернутые ответы с использованием систем и без них
- анализ текста - владение всеми формами работ
Применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.
Пример использования СЛС в учебном процессе:
Тема урока по обществознанию в 8 классе «Человек-существо биосоциальное» (с применением элементов технологии критического мышления).
Цель: 
Создать условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по изучаемому разделу.
Задачи:
1. Учебная:  закрепить, систематизировать знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д.
2. Развивающая:   дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки,  способствовать развитию познавательного интереса. 
3. Воспитательная:  развитие навыков культуры общения,  социального кругозора.
План урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Систематизация и проверка знаний учащихся по изученному разделу, составление схемы.
Подведение итогов, оценивание.
Ход урока.
Постановка цели и проблемы урока перед учащимися.
Нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания о человеке, его деятельности, потребностях, способностях, культуре. Для этого необходимо выполнить задание по составлению структурно-логической схемы.
- Подумайте, что вы уже знаете о данном предмете?
На чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом изучения или характеризующие его (составление кластера).
Из другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы выбираете нужно поставить определенный знак: "+" я это знаю; "-" я так не думал; "?" не понял; "НИ" новая информация, а остальные уберите в сторону.

- Почему вы написали или выбрали данные характеристики?
- Какие слова для вас непонятны или не известны?
На следующем этапе работы вам необходимо составить из данных слов структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально):
1. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.
2. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
3. Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2.
Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией.
Слово 1 группе
Слово 2 группе.
Проверка полученных схем. Занесение схемы в тетрадь.

Сделайте Вывод (Прочитайте схему).
Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.
III. Подведение итогов. Выставление оценок. 
Список литературы:
Айсмонтас Б. Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии») // Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов. — М., МОСУ, 2002.
Выготский, Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: Т. 2. — М., 1982. — 5- 561 с.
Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка — М., 1985.
Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд. — М.: Прогресс, 1965. — 210 с.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М: НИИ школьных
технологий, 2005. - 224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.