Внеклассное мероприятие Терроризм — угроза обществу


Внеклассное мероприятие «Терроризм – угроза обществу»
Цели:
объяснение сущности терроризма, его типов и целей;
совершенствование у обучающихся знаний о терроризме;
формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
изучить правила поведения при теракте;
развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
формирование умения работать в группах.
Методы: работа в группе, беседа.
Оборудование:
ноутбук;
мультимедийный проектор;
плакаты;
памятки.
Ход мероприятия
Обучающиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в мире.
Преподаватель: Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления «Норд-Ост». Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона «О противодействии терроризму» в 2006 году.
Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом – «Терроризм-угроза обществу».
Группа обучающихся «Историки»: Террор – запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово «терроризм» превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие «терроризм» уже означало спектр различных оттенков насилия. В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время «перестройки». Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия.
Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты.
Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.
Преподаватель: В чем же сущность терроризма? На этот вопрос нам ответят ребята из группы «Политологи».
Группа обучающихся «Политологи»: Словари определяют понятие «терроризм» как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей. Типы современного терроризма: националистический, религиозный, политический
Преподаватель: Какова современная статистика терроризма?
Слово передаем третьей группе «Статисты».
Группа обучающихся «Статисты» (демонстрация слайдов):
Теракты в мире:
11 сентября 2001 года в небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона врезались три самолета, управляемые террористами «Аль-Каиды». Еще один разбился в штате Пенсильвания. Ответственность за атаку взяла на себя «Аль-Каида», возглавляемая Усамой Бен Ладеном. По его собственному заявлению, атаки были совершены, «потому что мы свободный народ, который не принимает несправедливости, и мы хотим вернуть свободу нашей нации». Жертвами терактов стали 2977 человек: 246 пассажиров и членов экипажей самолетов, 2606 человек — в Нью-Йорке, еще 125 — в здании Пентагона. Было опознано более 1600 тел, но около 1100 человек так и не удалось опознать.
В ночь на 13 октября 2002 года на острове Бали (Индонезия) в результате серии взрывов у дискотеки в городе Кута, осуществленных террористами-смертниками, погибли около 190 человек, более 300 получили ранения. 
20 ноября 2003 года в Стамбуле прогремело пять взрывов, в том числе у британского генконсульства и у отделения одного из британских банков. В результате атаки погибли 28 человек, 450 человек получили ранения. 
22 сентября 2013 года в результате нападения боевиков на посетителей торгового центра Westgate в столице Кении Найроби погибли 67 человек, ранения получили более 200 человек. Группа вооруженных людей — предположительно, около десяти человек — захватила фешенебельный торговый центр Westgate. Ответственность за происходящее взяла на себя террористическая группировка «Аш-Шабаб».
В ходе нападения исламских террористов в Тунисе в 2015 году на отель Imperial, расположенный поблизости города Сус, погибло 37 человек.
Крупнейшие теракты в России:
4 сентября 199 г. – взрыв пятиэтажного жилого дома в Буйнакске (Дагестан). Погибли 64 человека, ранены 146.
9 сентября и 13 сентября 1999 г. – взрывы жилых домов в Москве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. Погибли соответственно 100 и 124 человека.
23 октября 2002 года группа боевиков под руководством чеченского сепаратиста Мовсара Бараева захватила свыше 900 заложников в здании московского Театрального центра на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Во время штурма здания, спустя три дня, в зал, где находились террористы и заложники, был пущен газ. По официальным данным, погибли 130 человек, более 700 человек получили ранения.
6 февраля 2004 года на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в поезде московского метро террорист-смертник привел в действие бомбу. В результате теракта погибли 41 человек, около 250 получили ранения.
1 сентября 2004 года террористы захватили школу №1 в Беслане. Через два дня в результате штурма здания погибли 334 человека (186 из которых дети), ранены более 800 человек.
Преподаватель: Группы подготовили плакаты против терроризма. Просим каждую из групп повесить свой плакат и рассказать, что он означает.
Группы защищают свои работы.
Преподаватель (беседа): Как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Группы получают карточки-задания:
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия полиции.)
Если ваш дом оказался вблизи эпицентра взрыва? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону, что нужно предпринять? (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).Преподаватель: Давайте познакомимся с федеральным законом «О противодействии терроризму». К террористической деятельности закон относит:
организацию, планирование, подготовку и финансирование террористического акта;
подстрекательство к террористическому акту;
организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованного для совершения террористического акта, а также участие в такой группе;
вербовку (вовлечение), вооружение, обучение и использование террористов;
помощь в планировании, подготовке или совершении террористического акта;
пропаганду идей терроризма, призывы к террористическим актам, оправдание террористической деятельности.
Каждый, кто занимается любым из перечисленных видов деятельности, считается террористом.
Преподаватель: Группы получают карточку-задание «Ситуация» и закон «О противодействии терроризму».
«Вы шли из колледжа и увидели на площадке группу людей. Один из них громко говорил о том, что террористы поступают правильно, взрывая и убивая людей. А другой из них предлагал присутствующим вступить в террористическую организацию. Можно ли действия этих двух людей считать преступлением террористической направленности? Сверьте свой ответ с положениями федерального закона «О противодействии терроризму».
Обучающиеся дают ответ, идет обсуждение.
Рефлексия: преподаватель раздает обучающимся памятки о терроризме.
Литература

Список литературы
Караваев А.Г. Молодёжь и антитеррор / Пособие для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, студентов вузов, их родителей, учителей и специалистов различных областей. М., 2013.
Основы противодействия терроризму / учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. Я.д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
Остановим терроризм Научно-популярное издание. – М. ИГП РАН, 2012. - 42 с.