Система оценки качества образования в условиях сельской школы


Игнатенко С.В.
директор МКОУ «Нижнечуманская СОШ»
стаж управленческой работы 5 лет 6 месяцев
Система оценки качества образования в условиях сельской школы
Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов. Современная педагогическая практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Основная цель системы оценки качества образования - получение объективной информации о функционировании системы образования в школе.
Систему оценки качества образования можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:
оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;
оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;
мониторинг образовательных достижений учащихся в масштабе школы, района с целью оценки качества обучения и тенденций развития.
Процедура оценки качества образовательных достижений:
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
Административная аттестация
Итоговая аттестация
Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществления руководства качеством.
Распределение функциональных обязанностей: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, главный бухгалтер.
Алгоритм организации управления качеством образования в ОУ:
* Анализ ситуации (изучение запросов учащихся, родителей, педагогов)
* Целеполагание
* Распределение обязанностей и ответственности
* Планирование
* Организация реализации работ по выполнению планов
* Контроль за выполнением
* Анализ результатов. Оценивание. Выявление проблем. Корректировка
* Определение дальнейших целей.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Система внутришкольного мониторинга
В 2013-2014 учебном году осуществлялся следующий мониторинг:
1) прохождения учебных программ (по учебным периодам)
2) организация и проведение входного и итогового контроля знаний:
3) организация и проведение пробного тестирования по русскому языку и математике в форме ОГЭ и ЕГЭ для учащихся 9, 11 классов.
4) работа классных руководителей по организации подготовки учащихся 9, 11 классов к ГИА (совещание при директоре)
4) мониторинг ведения школьной документации
Этот вид мониторинга включал в себя:
-экспертизу рабочих программ по общеобразовательным предметам, включенным в учебный план школы (протокол №1 от 31.08.2012г заседания методического совета школы);
- мониторинг ведения классных журналов (составлены справки)
4) мониторинг качества знаний и успеваемости проводится каждую четверть, полугодие, год. Каждый отчетный период учителя - предметники заполняют форму и все данные фиксируются в специальный журнал.
Эти данные учитываются при заполнении оценочных листов.
5) мониторинг социализации выпускников (предварительное распределение учащихся 9,11 классов- 2 раза в год)
6) мониторинг методики ведения урока (посещение уроков администрацией, взаимопосещение уроков)
7) работа классных руководителей 9.11. классов по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.
Результаты мониторинга рассматриваются на совещаниях при директоре, педагогических советах. Мониторинг дает администрации необходимую объективную информацию, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность.
А что бы сохранить село, образование на селе должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу общества, сельского сообщества, каждой конкретной семьи, конкретного человека.