Опыт работы Тема: «Эйдетика как средство развития познавательных способностей в развитии речи детей дошкольного возраста»





В настоящее время в своей образовательной деятельности с детьми столкнулась с тем, что желание получить большой объем знаний с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сложно ориентироваться детям, они запоминают все увиденное и услышанное, но запомнить нужное и отсеять второстепенное не могут. Моя роль, как воспитателя не только помочь донести детям нужный материал, но и помочь с легкостью его запомнить. Метод эйдетики используемый мной в образовательной деятельности позволил добиться положительного результата в развитии у ребят образного мышления через игру. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации. Эта методика обладает определенной универсальностью.
Эйдетика- это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы представленного опыта работы определяется тем, что она полностью отвечает задачам национального проекта «Образования» - готовить нравственно ориентированную высокообразованную личность, способную решать сложные проблемы развития нашей страны.
Новизна использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками.
Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям
Поставленная цель направлена на развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов.
Задачи, предопределяют направление работы и результат:
-показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;
- развивать образное мышление посредством развития речи у детей.

Научно методической почвой моей деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста: ТРИЗ-педагогика, мнемотехника, включающие следующие методы: цепной метод, акр вербальный метод и метод мест. Использование при этом опорных схем, таблиц, карт, позволяют мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению.
Направления моей деятельности с детьми связанны напрямую с развитием познавательных способностей детей; развитием речевых способностей, реализуются в следующих формах работы: групповых, индивидуальных, подгрупповых занятиях.
Тщательное изучение методики, позволило мне разработать серию асоциальных и имитационных игр на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста, такие как: «Образы в картинках», «Запоминание слов по цепочке», «Наша сказка», «Придумаем загадку», «Тени», «Запомни фигуру и найди такую-же» и так далее.
Каждая разработанная игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков. Задания ребенку предлагаю в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций. Программные задачи выполняются в порядке нарастания сложности игры, то есть от простого к сложному. Важно позволить детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
«Эйдетика» помогает мне строить работу с детьми на основе: свободных ассоциаций, связанных с предметными образами; цветовых ассоциаций; ассоциаций, связанных с геометрическими формами; тактильных ассоциаций; предметных ассоциаций; звуковых ассоциаций; вкусовых ассоциаций; обонятельных ассоциаций; графических ассоциаций.
Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами, которые использую на первом этапе работы, где на все действия ребенка предлагаю помощь. Например, у меня есть цыпленок. О чем вы подумали? Ответы детей бывают настолько разнообразны. (Ответы: Я подумал про подсолнух, потому что цыплята любит кушать семечки. Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята. Я подумал о том, что это мягкое пушистое покрывало). На этом этапе занятий главной целью для меня является научились обосновывать свой ассоциативный выбор.
Игры на развитие цветовых ассоциаций представляют собой карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Предложив ребенку картинку с пятном определенного цвета, предлагаю выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ. Этот вид игры чаще всего заинтересовывает детей. Например, вот красный цвет, о чем вы подумали?
Ответы детей: Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.
Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.
Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.
Игры на развитие тактильных ассоциаций основаны на наборе тактильных картинок каждая из которых имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...
К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый.)
Игры на развитие предметных ассоциаций предусматривают установление связей предметов или между собой, или с их признаками и используются мной при подборе разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу. Например, беру нитку: говорю: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или я держу монетку и говорю: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой.)
Игры на развитие звуковых ассоциаций применяются мной с использованием аудио записи различных звуков и шумов. Собранная коллекция звуков, распределена мною по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Например, в один мешочек положила бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставлю перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаю выбранный звук, после чего спрашиваю: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создать ассоциативные образы звуков. Кроме того, подготовила стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагаю звук, например, звон монеток вопрос: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Стараюсь прятать источник звука, которые нельзя положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой ...
Игры на развитие вкусовых ассоциаций. Пожалуй, не найдется ни одного воспитателя, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста использую комбинации сладкое и горячее, соленое и холодно, хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.
Игры на развитие обонятельных ассоциаций. Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе с малышами, бываю особенно осторожной, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена. Использую обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.
Для развития ассоциативного мышления активно используют друдлы -это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Дети превращают в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы, используются мной на любом занятии.

Например: Они помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываю друдл, поворачиваю его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. Считаю, что работу с друдлами стоит начинать со второго полугодия младшей группы. На этом этапе использовать друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами очень эффективно. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняю. Например, предлагаю составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумываем по ним рассказ.
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.
Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов.

Используемая литература:
1. Житникова Л. Учите детей запоминать – М.; Просвещение 1978.
2.Аристова Т.А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения - Учебно методическое пособие СПб .; Бостон, 2010.














ст.Курская
2017 год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 12 «Ивушка»
Курского муниципального района Ставропольского края.






Опыт работы
Тема: «Эйдетика как средство развития познавательных способностей в развитии речи детей дошкольного возраста»


Коханова Людмила Ивановна
воспитатель
Ставропольский край, Курский район, ст. Курская, ул. Рабочая 5/1
Тел. дом. 88796462527
эл.почта
сайт




Рисунок 515