«Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей-мигрантов»


Выступление на заседании
городского методического совета классных руководителей
«Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»
по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
детей-мигрантов»
«Здравствуйте! Давайте знакомиться!», - вот так я начинаю общение с вновь прибывшим ребенком и его родителями. Согласитесь, очень важны первые минуты встречи с учителем, а в его лице и школой, в которой дети-мигранты обучаются.
   Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, то проблема адаптации и социализации детей-мигрантов достаточно актуальна. Развитие процессов миграции в современном российском обществе обострили проблемы  адаптации детей – мигрантов в инокультурной среде. Школа — это один из основных институтов общества, через который осуществляется адаптация и социализация детей-мигрантов. Слайд 1. Адаптация – процесс приспособления человека как биологического существа к жизни в обществе.
Адаптируясь, дети-мигранты усваивают социальные нормы и культурные ценности классного коллектива, к которому они принадлежат, включаются в социальную практику.
 Слайд 2. Социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
Основной функцией социализации является всестороннее, протяженное во времени вхождение обучающихся в ученический коллектив. Социализация дает возможность детям-мигрантам понимать себя и интерпретировать поведение других, взаимодействовать с окружающими.
Таким образом, задача классного руководителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы:
- ребенок усвоил социальные нормы и культурные ценности классного коллектива;
- нашел свое место в классном коллективе;
-научился взаимодействовать с ребятами не только в классе, но и в школе.
Слайд 3. Существуют три группы адаптационных проблем:
-    социокультурная адаптация;
-    социально-психологическая адаптация;
-    педагогическая адаптация.
Для детей-мигрантов важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде.
Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам. Надо сказать, что многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Как только ребенок-мигрант поступает в школу, в индивидуальной беседе стараюсь узнать его интересы и склонности, с помощью педагога-психолога выявить уровень самооценки, чтобы помочь ему определиться с выбором секций и кружков, рекомендовать посещение библиотеки. Обеспечиваю максимальное общение такого ребенка со всеми членами классного коллектива.
Слайды 4, 5,6,7
Этому способствует проведение игр на знакомство «Снежный ком», «Пять вещей», «Три слова о себе», различных праздников, посещение школьной библиотеки.
С целью создания непринужденной, доброжелательной атмосферы в классном коллективе, повышения доверия и сплоченности, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, обучения межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях способствуют следующие формы работы:
Слайды 8, 9, 10
-анкетирование («Вот я какой!»),
- игра «Ласковое имя»,
- тест-игра «С тобой приятно общаться»,
-упражнения «Расшифруй слово», «Дорисуй портрет», «Клубочек», «Чем мы похожи»,
-различные беседы.
Работа с детьми-мигрантами включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению детей, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Результатом межкультурного обучения будет являться развитие культурной восприимчивости учащихся, их способности правильно интерпретировать поведение инокультурного партнера, толерантного отношения к нему: дети смогут преодолевать негативный опыт восприятия новой образовательной среды.
Чем раньше классный руководитель займется обучением взаимодействию, тем проще будет детям-мигрантам адаптироваться к обществу, это позволит избежать закрепления негативных стереотипов. Групповая творческая деятельность детей на уроках и во внеурочное время – наиболее целесообразный метод организации данной работы. Детей нужно убедить,  что справится с работой одному очень тяжело, а с товарищем это значительно легче и интереснее.
Следующий этап обучения – это формирование привычки учитывать точку зрения другого человека, которая может отличаться от твоей собственной, то есть согласовывать свои личные интересы с интересами других. После этого дети готовы к дальнейшему обучению: умению находить решения, удовлетворяющие все задействованные стороны, развитию потребности к изучению социума, развитию эмоциональной сферы, самопознанию и саморазвитию.
Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную деятельность помогают ему выразить себя, проявить свои способности, вызвать одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи, в разного рода занятиях, могут принести ребенку популярность, повысить его самооценку и снизить риск формирования комплекса неполноценности. Все эти приемы проверены опытом и успешно работают в ученическом коллективе.
Классному руководителю необходимо:
Создать положительное отношение к сотрудничеству.
Формировать привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других.
Обучать детей правилам эффективной организации совместной работы.
Развивать эмоциональную сферу.
Слайд 11. В связи с вышесказанным актуальным является разработка следующих систем занятий с обучающимися:
1) по межличностному общению ребят в классе – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов).
Для решения вышеуказанных задач организую следующие мероприятия:
1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.
2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения.
4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.
5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.
6. Проведение недели толерантности.
7. Привлечение детей-мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.
8. Организация и проведение, в тесном контакте с педагогом-психологом,  занятий-тренингов, направленных на сплочение коллектива и коррекцию межличностных отношений (по необходимости).
9. Организации занятости в период каникул.
Детям-мигрантам зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей-мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания.
С целью погружения в языковую среду рекомендую родителям:
- дома общаться с ребенком преимущественно на русском языке;
- способствую занятиям с логопедом, педагогом-психологом;
-рекомендую организовать дополнительные занятия с учителями (репетиторство);
- предлагаю посещать дополнительные платные услуги, направленные на изучение русского языка.
С ребятами в классе беседую о необходимости постоянной дружеской поддержки нового товарища. Такая поддержка сверстников – языковая и моральная – очень помогает ребенку адаптироваться в новой среде.
Важно отметить, что в начальных классах освоению русского языка как иностранного уделяется большое внимание, поэтому уже в средней школе дети в достаточной мере владеют русским языком.
Но часто семья в разрешении подобных проблем практически не может помочь ребенку, т.к. родители-мигранты сами не знают русского языка, не знакомы с нормами, правилами и традициями России.
Слайд 12. Тем не менее, у меня крепкие связи с родителями. Они помогают  проводить различные мероприятия, оказывают посильную помощь в подготовке школы и класса к учебному году.
Родители принимают активное участие в воспитании и социализации обучающихся, оказывая помощь в организации воспитательной работы по следующим направлениям: Слайд 13.
 1. Гражданско – патриотическое воспитание
Классные часы: «Честь и совесть», «Я человек, но какой?», «Мир без террора», «Интернет помощник, друг и враг», «Веков связующая нить», «Я славлю руки матери», «День Народного Единства», «Великие полководцы и знаменитые солдаты», «Мы - патриоты России», «День космонавтики», «Помнить, чтобы жить» .Экскурсии в школьный музей «Память» 
2. Нравственное и духовное воспитание
Беседы «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Внешний вид школьника»;
 Акция «Забота» ко Дню пожилого человека;
Проект «Мамочки моей родное сердце»;
Акция «Покормите птиц зимой»;
Классные часы «Семейные радости», «Вежливые и волшебные слова»;
Презентация творческих проектов «Моя родословная», «Семейные традиции»;
Игра-путешествие «В стране вежливости».
3.Здоровьесберегающее воспитание
Классные часы «Здоровый образ жизни - здоровье нации», « Соблюдай ПДД» (Разбор маршрута «Дом – школа – дом»);
Месячник Охраны здоровья « День здоровья»;
Беседы «Что такое грипп?» (Профилактика простудных заболеваний), «Первая помощь при обморожениях», « Наш класс на перемене»
( Как избежать травм в школе?);
Классный час «Веселое путешествие в Страну Природы и Здоровья»;
Разучивание физкультминуток, подвижных игр.
4.Воспитание семейных ценностей
Беседы «Поведение в семье» (О том, как избежать ссор с родителями), «Я один дома» (Меры личной безопасности);
Изготовление кормушек совместно с родителями;
Родительские собрания.
5.Экологическое воспитание
Классные часы «День Земли», «Экология и культура», «Пропаганда здорового образа жизни», «Помоги птицам зимой»;
Беседы « Экологическая культура», «Экологическая этика»;
Спортивный праздник «Весёлые старты»;
Проведение экологической акции «Сбор макулатуры».
6. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Классные часы «О труде и трудолюбие», «Я творческая личность»
Беседы «Труд и жизнь», «Труд нашей семьи», «Мир профессий»
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Классные часы: «Духовный мир человека», «Жемчужина Самотлора»;
Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас».
 8. Интеллектуальное воспитание
Классные часы «Как я готовлюсь к урокам?», «Мир моих интересов»;
Беседа «Формулы вежливости».
9. Формирование коммуникативной культуры
Диспут «Я и мои друзья» (Умение общаться, дружить);
Индивидуальные встречи и беседы с родителями;
Беседа «Мои родные старики»;
Классный час «День рождения ХМАО. Знакомство с творчеством поэтов и писателей Югры».
10. Правовое воспитание и культура безопасности
Беседа «Я один дома» (Меры личной безопасности);
Индивидуальная беседа с вновь прибывшими учащимися об Уставе школы,
« Школьник и закон»;
Беседа «Информация, несущая вред», беседа о самоуправление в классе (работа над правилами поведения в школе и т. д.).
К психолого-педагогическим проблемам адаптации к новой образовательной среде следует также отнести сложности отношений детей-мигрантов с учителями.
Вместе с тем, в Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что современный педагог должен уметь работать с разными категориями детей: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями, дети, имеющие проблемы в развитии, девиантные, зависимые, социально запущенные, социально уязвимые дети, а также дети-мигранты, для которых русский язык  не является родным. Таким образом, классный руководитель должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Очень важна роль классного руководителя как координатора в установлении взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, логопеда. Педагога-психолога, медицинского работника.
На основании приказа департамента образования от 05.02.2014 №45 и плана работы школы, с целью решения проблем обучения детей – мигрантов, в МБОУ «СОШ № 1» в 2015 – 2016 учебном году продолжена работа по реализации Программы «Адаптация и социализация детей-мигрантов».
Слайды 14, 15, 16
В рамках программы традиционно проходит школьный фестиваль «В дружбе народов единство России», который способствует толерантному восприятию и взаимодействию представителей различных национальностей.
Подводя итог, хочу сказать, что успешная адаптация способствует быстрому включению школьников в учебный процесс. Поэтом, успешное управление классным руководителем учебно-воспитательным процессом является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения детей-мигрантов, обеспечивает высокую мотивированность овладения знаниями, умениями и навыками.
Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребенка,  порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи, выслушать его, в случае необходимости придти на помощь?
Может в этом и заключена роль Классного руководителя?
Слайд 17. Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
 Александрова Д. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с Российской школой // Вопросы образования. журн. 2012, № 1. С. 176-187.
 Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.
 Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
Дьякин Е. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционная педагогика Журн. 2012. С. 35-38.
Ильяева И. А., Кожемякин Е. А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001.
 Корнеева Е. Н. Нестандартные дети. Ярославль, 2007.
 Корнеева Е. Н. Образовательное взаимодействие и его интегративная регуляция. // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2005.
 Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве // Начальная школа. Журн. 2012 №5. С. 87-92.