Статья Вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность,как необходимое условие их адаптации

Куломаева Виктория Васильевна МБОУ №СОШ№3» г.Абакан РХ.
Статья
Тема; «Вовлечение детей -мигрантов во внеурочную деятельность как необходимое условие их социальной адаптации»

Адаптация детей - это социализация детей, которые отличаются этнической принадлежностью и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по одной образовательной программе.

Социальная адаптация - сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой средой. Именно поэтому адаптация детей-мигрантов подразумевает не только обучение русскому языку с целью их последующего включения в образовательный процесс. Процесс адаптации включает в себя также знакомство с историей и географией, материальной и духовной культурой Хакасии, реалиями быта. Необходимо иметь в виду, что часто тревожность у детей-мигрантов повышается из-за ощущения “культурной раздвоенности”.
Вовлеченность детей мигрантов во внеурочную деятельность позволяет сделать процесс вхождения ребёнка в социальную среду быстрым и лёгким.

Цель: создание образовательной среды, способствующей социальной адаптации детей мигрантов и успешному школьному обучению.
Задачи:
1. Создать необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей мигрантов; развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность, коммуникативные навыки, интеллектуальную сферу, произвольность психических процессов.
2. Создать необходимые условия познавательного, эмоционального, нравственного развития детей мигрантов, способствующие обучению русскому и хакасскому языку.

Формы работы, организованные с детьми мигрантов в нашей школе:
Занятия внеурочной деятельности «Театральная студия», а также вокально-хоровая студия «Капельки»
дополнительные индивидуальные и групповые занятия;
внеклассные мероприятия;
дистанционные игры, интеллектуальные конкурсы, олимпиады.

Этнокультурное содержание; В МБОУ СОШ №3 г.Абакана не создавались отдельные классы для детей мигрантов. В смешанных классах эти учащиеся быстрее адаптируются к новым условиям их пребывания. Все учащиеся начальных классов нашей школы, в том числе и дети мигрантов, обучаются по общеобразовательным программам, а также посещают занятия внеурочной деятельности.
Наша третья школа-это некий этнокультурный центр, обеспечивающий условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей этнической принадлежностью. Надо отметить, что на занятиях внеурочной деятельности занимаются дети разных национальностей; русские, хакасы, киргизы, тувинцы, азербайджанцы и другие. Через погружение в русскую, хакасскую культуру, ребенок формируется как личность, готовится к жизни в современном поликультурном обществе.
Кружок «Театральная студия» и вокально-хоровая студия «Капельки», организованные в нашем учреждении, с большим удовольствием посещают все дети. Эти коллективы выступают не только перед учащимися и учителями нашей школы, но и принимают активное участие в различных городских и республиканских конкурсах.
В 2015 году наша театральная студия и вокально-хоровая студия «Капельки» участвовала и участвует по сей день в городских и республиканских конкурсах и выигрывает призовые места. Например, в прошлом году с выступлением сказки «Колобок» на хакасском языке дети заняли третье место на республиканском конкурсе «Чылтызахтар».Сказка «Колобок» ставилась на хакасском языке, герои этой сказки не разговаривали, а пели в течении всего номера. И конечно, они понимали о чем поют и что делают. Также каждый год в Абакане проходят городские конкурсы как «Всю жизнь несу Родину в душе», «Живи ,родной язык», «Интеллектуальный марафон» и другие и наши дети являются активными участниками этих мероприятий.
Индивидуальные и групповые занятия были организованы для детей, плохо владеющих русским и хакасским языком . На дополнительные занятия с этими учениками я занималась дополнительно. Стоит сказать, дети легко откликаются на различные, творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут придумывать какие-то ритмические движения в сказках, предлагать свои идеи.
С помощью народных музыкальных сказок, легенд осуществляется взаимосвязь внешней среды с внутренним миром ребенка, поэтому этническая общность предоставляет личности один из необходимых для нее способов существования, самореализации. Я считаю, что народные сказки, легенды нельзя ничем заменить, они должны присутствовать вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Традиции русского и хакасского народов их историческое прошлое, национально-психологические черты объединяют детей, несмотря на разные национальности детей. Поэтому народные песни, танцы, сказки, легенды не только способны повлиять на формирование эстетического вкуса, но и на их духовное развитие ,на процесс социализации и адаптации детей, межэтническое воспитание.
Поэтому важным считаю подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей на культуре русского и хакасского народа должно вести не к изоляции, не к разъединению с другими нациями, но ,напротив- к умению эмоционально откликаться инонациональные духовные ценности. Знание, любовь и уважение к искусству своего народа смогут быть основой для воспитания, социализации ,уважения к культуре других народов мира.

Таким образом, активное участие детей- мигрантов во внеурочной деятельности различных направлений даёт положительные результаты.

Результаты:

Отсутствие межличностных конфликтов среди детей мигрантов и русскоязычных детей
Понимание и общение во внеурочной деятельности на русском и хакасском языке.
Повышение мотивации со стороны детей мигрантов к успешному обучению.
Мотивация к обучению детей мигрантов во внеурочной деятельности.
Повышение мотивации со стороны родителей к процессу выступления на конкурсах своих детей .
Расширение представлений о культурных традициях русского ,хакасского народов.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15