Аналитическая справка о состоянии преподавания математики в начальных класах


Аналитическая справка
по преподаванию математики
в начальных классах МБОУ «Клёновская основная школа»
за 1 полугодие 2016-2017 уч. г.
Цель:
результаты контроля за состоянием преподавания математики в 1-4 классах.
Методы проверки:
- посещение уроков,
- результаты контрольных работ,
- проверка журналов,
- собеседований с учениками и учителями.
В начальной школе все классы обучаются математике по программе «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учителя, работающие в начальных классах, прошли курсовую подготовку по новым стандартам.
Посещенные уроки во 1-4 классах показали, что учителя владеют технологиями системно-деятельностного подхода к обучению. Уроки строятся таким образом, что дети сами ставят цели и задачи на занятие, учатся договариваться между собой, работать в парах, решать задачи исследовательского характера. Учителя практически не дают заданий репродуктивного характера, ставят проблемные вопросы. На уроках используются современные средства ТСО, здоровьесберегающие технологии. Для изучения предмета математики создан широкий комплект дидактического материала, который активно используется на уроке. Работа на уроке построена с учетом дифференциации и индивидуального подхода. Дети умеют оценивать свою деятельность на уроке, приучены к дисциплине, могут слушать и слышать учителя.
Учителей отличает доброжелательность по отношению к учащимся, желание помочь поверить в свои силы. Каждый учитель умеет держать дисциплину в классе, создать на уроке благоприятную среду, обстановку взаимного уважения, способствующую самовыражению каждого ученика. Уроки математики проводятся в строгом стиле в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями учебных программ. В процессе обучения используются учебники, рекомендованные МОН РФ.
Учителями 1-4 классов соблюдаются требования единого орфографического и речевого режима по проверке тетрадей и проведению письменных работ, правильно ведется школьная документация.
Учителям свойственно использование индивидуального подхода в обучении, способность будить воображение учащихся, подогревать их любознательность, поддерживать их инициативы. Учителя повышают познавательную активность учащихся с помощью системы проблемных вопросов, наводящих на заданную цель, учат формулировать задачу разными способами. Иващенко Т.Н., Ревякина А.А., Магденко М. Н., Миончинская Е.А. используют межпредметные связи, расширяя кругозор учащихся; соблюдают принцип преемственности при погружении в проблему: связывает изучение нового материала с ранее изученным.
Учителя на уроках математики применяют современные средства ТСО, применяют здоровьесберегающие технологии; показали умение организовывать уроки разной формы проведения, работу учащихся в парах и группах; понимание принципов системно-деятельностного подхода к обучению, знание теории современных педагогических технологий.
Однако, учителям следует больше внимания уделять рефлексии, привлекая к этому, по возможности, учащихся; шире использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся.
На всех уроках математики используется самооценка и взаимооценка учащихся.
Во всех классных комнатах начальной школы имеются наглядные стенды, таблицы и другие пособия; практически к каждому уроку учителя разрабатывают и готовят раздаточный материал, соответствующий различным уровням сложности, сами изготавливают таблицы для развития навыков устного счета. Дидактический материал значительно помогает учителям начальных классов в подготовке уроков, поддержанию на уроке высокого темпа и разнообразию видов работы.
Все учителя своевременно проходят курсы повышения квалификации на базе КРИППО, где повышают свой образовательный и методический уровень, делятся опытом, приобретают новые навыки. Путем самообразования работают над следующими темами:
- МагденкоМарина Николаевна (3кл.) - «Дифференцированный подход к самостоятельной работе учащихся на различных этапах урока».
- Миончинская Елена Александровна (4кл.) -«Использование интерактивных методов обучения в условиях внедрения ФГОС НОО»
- Иващенко Татьяна Николаевна (1кл.)«Использование инновационных игровых технологий в условиях внедрения ФГОС НОО»
- Ревякина Анна Анатольевна (2кл.)«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся».
Изучается передовой педагогический опыт, элементы которого учителя творчески внедряются в практику собственной работы.
Календарные планы учителей начальной школы составлены в соответствии с требованиями программ и методических рекомендаций по преподаванию учебных дисциплин в 2016-2017учебном году и имеющимся учебно-методическим комплектом. В них рационально распределено время на изучение разделов материала, предусмотрено проведение самостоятельных и контрольных работ, формы проведения уроков тематических аттестаций, что в полной мере позволяет обеспечить выполнение требований Государственного стандарта начального обучения.
Магденко Марина Николаевна выпускает детей с ярко выраженными навыками самодисциплины, высоким уровнем математических и общеучебных умений и навыков. У Марины Николаевны накопился большой опыт работы с детьми, которым очень сложно усваивать новый материал, запоминать его на длительное время и применять полученные знания на практике. Благодаря ее методике у этих детей удается сформировать устойчивые навыки выполнения математических действий, решения задач и уравнений. Привитие интереса к предмету самыми различными способами помогает ей в достижении поставленных целей. Учителя выделяет глубокая и осмысленная дифференциация каждого этапа урока, рациональное использование учебного времени, максимальное задействование каждого ученика в процессе урока.
Реализация основного дидактического принципа «учимся, играя, играя учимся» является «визитной карточкой» Иващенко Татьяны Николаевны. Придумывая самые различные ситуации, учитель создает благоприятный климат и высокую мотивацию к изучению предмета. В результате учащиеся имеют хорошо сформированные навыки как устного, так и письменного счета, составления краткой записи и решения задач по алгоритму, при этом уделяется внимание, как пониманию, так и осмыслению учащимися выполняемых операций. Учитель также прививает навыки самостоятельной работы. На каждом уроке прослеживается практическая направленность изучаемого материала. Ученики 1 класса уже четко определяют главные слова в задаче, основной вопрос и способ решения. Подобный подход позволяет учителю развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучению предмета, активизировать мыслительную деятельность
Учитель Миончинская Елена Александровна надлежащим образом работает над воспитанием алгоритмической культуры как способности действовать по заданному образу. В процессе изучения математики учитель уделяет внимание формированию и общеучебных навыков и культуре речи, четкости и точности мысли, критическому мышлению, воспитанию таких человеческих качеств как настойчивость, сила воли, честность и способность преодолевать трудности.
Ученики Ревякиной Анны Анатольевны всегда выделяются отличной математической подготовкой, умением организовать свое рабочее место и время, высокой мотивацией к обучению. Все это достигается путем кропотливого ежедневного труда педагога. При подготовке к уроку учитель учитывает индивидуальные наклонности, способности, интересы и уровень развития ребенка. Раздаточный материал разрабатывается на конкретного ученика, исключая малейшую возможность списывания. У детей сформированы устойчивые навыки самостоятельной работы: с учебником, с дидактическим материалом, при выполнении письменных и устных заданий в классе и дома, самоконтроля. Сам учитель выделяется творческим характером, высокой работоспособностью и не менее высокой ответственностью.
В целом учителя начальных классов имеют в своем арсенале достаточно широкий спектр методов и приемов обучения, применяют их в самых различных формах, прекрасно владеют методикой преподавания математики, что позволяет им удерживать внимание учащихся и высокий темп работы. Изучение геометрических фигур проводится с применением наглядных иллюстраций и моделей, примеров из окружающей среды и жизненного опыта учащихся.
Использование межпредметных связей способствует обеспечению практической направленности обучения математике. Согласно с существующими требованиями у учащихся имеется необходимое количество рабочих тетрадей и для контрольных работ. Анализ рабочих тетрадей свидетельствует, что существует определенная система письменных работ (домашних и классных). Содержание работ, их сложность отвечают требованиям программ. Осуществляется дифференцированный подход к работам школьников. Объем и характер домашних заданий по уровню сложности отвечают содержанию учебного материала в классе. Уделяется внимание внешнему виду тетрадей, выполнению норм единого орфографического режима. Учителя регулярно проверяют тетради. Проведенный мониторинг математических знаний во 2-4 кл. за первое полугодие показал следующие результаты:
Предметы Всего Аттестовано н/а «5»
«4» «3» «2» Качество
(5+4)
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Матем. 27 27 0 7 25.9 11 40.7 933.3 0 0 18 66.7
Рекомендации:
1. Учителям 1-4 классов продолжать методическую работу по применению на уроках системно-деятельного подхода;
2. Шире практиковать дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных способностей учащихся;
3. Продолжить работу по изучению вопроса об организации рефлексии учащихся .
4.Составить график взаимопосещений уроков математики с целью преемственности в преподавании предмета и обмена опытом;
Рекомендации:
1. Учителям 1-4 классов продолжать методическую работу по применению на уроках системно-деятельного подхода;
2. Шире практиковать дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных способностей учащихся;
3. Продолжить работу по изучению вопроса об организации рефлексии учащихся .
4.Составить график взаимопосещений уроков математики с целью преемственности в преподавании предмета и обмена опытом;