Тема : Отчет сертифицированного учителя истории.


Тема: Отчет сертифицированного учителя истории третьего( базового) уровня.
Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий.  Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства,  и безусловной педагогической грамотности и компетентности. Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке? Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Я считаю, что ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют   творческие методы обучения. Я, как сертифицированный учитель истории третьего базового уровня, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении истории.
Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях историей. Повысить интерес к истории можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 11 класс. 
Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя. Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Мне повезло: я встретила немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого человека, учителя ценили, ценят, и будут ценить. Главная цель моей деятельности, как любого другого учителя: научить своих учеников всему тому, что знаю сам, научить их думать и действовать самостоятельно, научить применять полученные на уроках истории знания в жизни, и главное формировать у них умения и навыки их самостоятельного приобретения, чтобы после окончания школы они смогли социализироваться и стать конкурентоспособными на рынке труда. Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход и валеологическая обоснованность урока, а это значит, что я всегда помню: я обучаю каждого ученика в отдельности, знаю его возможности и потребности, особенности его характера, личностные интересы, возрастные переживания, настроение, его склонности и мечты; я учитываю: готовность класса, социальные, индивидуальные, психофизиологические особенности детей. В процессе преподавания приходиться сталкиваться с рядом проблем, требующих решения.1. Не секрет, что в школу приходят разные ученики. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.2. Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи, с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?3. Благодаря телевидению, Интернет – ресурсам можно взять все, что необходимо для успешного обучения. Но проблема в том, что данная информация пассивна и не всегда адаптирована для ученика. Сделать её активной, научить самостоятельно анализировать, систематизировать и применять полученный материал - в этом и состоит задача учителя. 4. Стало очевидным, что у большинства детей потерян интерес к учебе, наблюдается познавательная пассивность. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, я пришел к выводу, что проблема состоит, в неразрешенном противоречии между естественным желанием детей приобщится ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Они в традиционной педагогике сводятся, как правило, к монологу учителя и чтению учебника. А интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями, так как современное представление о качественном образовании включает свободное владение информационными технологиями, и, как следствие, компьютер сегодня воспринимается как предмет необходимости.И, наконец, мы сталкиваемся с тем, что:- дети плохо читают, запоминают;- их внимание не устойчиво;- низок уровень самостоятельности мышления;- не достаточно развиты творческие способности;- снижается грамотность и культура речи учащихся.Стремление решить эти проблемы рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика. И такой формой работы являются, на мой взгляд, ИКТ. Ведь их применение позволяет помимо решения названных проблем повышать качество подготовки учащихся, разрешать разнообразные психолого-педагогические проблемы, формировать умения и навыки экспериментально-исследовательской деятельности.Трудно сегодня представить подготовку к занятиям, их проведение без использования компьютерных технологий, Интернета
Использование ИКТ помогает мне и моим ученикам:
Приблизить  урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
Формировать  информационную культуру у учащихся;
Привлекать  пассивных слушателей к активной деятельности;
Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников;
Делать занятия более наглядными и интенсивными;
Активизировать  познавательный интерес учащихся.
    Необходимо отметить, что к информационно - коммуникационным технологиям относится не только ПК, интерактивная доска, но и сотовые телефоны, музыкальные центры, телевизоры, ноутбуки и т.д.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня как  педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. 
Учащиеся активно участвуют на районных олимпиадах, где занимают  призовые места.
№ Фамилия имя уч. класс олимпиады результат
1 Литвинова Яна 9 класс Раойн. 3 место
2 Тисенко Андрей 9 класс Респ. сертификат
Исследовательские работы
№ Фамилия имя уч. класс тема результат
1 Литвинова Екатерина 6 класс 20 лет НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНУ 3 место на школьном уровне
Развитие критического мышления – позволяет мне повысить познавательную активность учащихся.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Структура этой технологии стройна и логична:
Вызов — (восстановление в памяти — пробуждение любопытства) готовит, настраивает на ту информацию и тот процесс, которые будут получены и используемы в следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.
Пример № 1:
На уроке истории Древнего мира в 6 классе по теме «Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов» после постановки цели используется прием «ЗХУ»:
Что знаем Что хотим узнать Узнали
Фараоны — правители Египта.Ходили в походы, чтобы расширить владения,награбить богатства В какие страны организовывали походы?Чем закончились эти походы?Какое вооружение имели египетские воины?Какие виды войск были в Египте?Легко ли жилось египетскому воину?  

Примет № 2:На уроке истории древнего Казахстана в 6 классе по теме «Расселение саков. Сакское общество» используется прием «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «Данетки»), поскольку учащимся уже знакома эта тема из курса «Рассказы по ИК»
Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки.
Саки — союз племен, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тыс.н.э.
Персы называли жителей степи саками
Греки называли жителей степи саками
Геродот называл саков азиатскими скифами
Саки, проживающие за морем, называются хаумаваргаСаки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхаудаСакское общество в основном состояло из 4 групп
Сакские войны носили одежду красного цвета
Во главе сакского общества находился вождь-царь
Жилище саков — пещера
Основным хозяйственным занятием саков является земледелие Женщины в сакском обществе не имели прав
Основные вопросы жизнедеятельности сакского общества решались на сходе
В сакском обществе не было имущественного неравенства
Осмысление — осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.
На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т. д.
Пример № 1:
На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии изучения нового материала используется прием «Инсерт» — маркировка текста на полях значками по мере его чтения. «V» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы
Пример № 2:
На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» используется прием «Понятийного колеса», свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо. В центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религиозный представления, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды.
Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.
Пример № 1:
На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии закрепления используется прием «Синквейн» — составить пятистишье:
1 строка — имя собственное2 строка — 2 глагола3 строка — 3 прилагательных4 строка — предложение из 4 слов5 строка — 5 ассоциаций
Пример № 2:
На урок истории Казахстана в 6 классе на тему «Борьба саков за независимость» на стадии закрепления используется прием «Историческая справка». Учащимся предлагается написать небольшую «Историческую справку», состоящую из 4 предложений по следующему плану:
«Царица Томирис»
«Подвиг Ширака»
«Походы Александра Македонского в Среднюю Азию»
А как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:
Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
Понимание — интерпретация материала, схем.
Применение понятий, знаний в новой ситуации.
Анализ — выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
Синтез — написание эссе, составление плана и т.д.
Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.
Примеры таких заданий:
1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.
2. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов
3. Прочитайте текст и составьте кластер
4. Тесты с различными видами заданий:
А) Укажите правильный ответБ) Укажите лишнее словоВ) Что объединяет рядГ) Вставьте пропущенные словаД) Соотнесите имена и события и др.
Получая новую информацию, учащиеся моих классов вполне способны рассматривать ее с различных точек зрения, делать определенные выводы относительно их точности и ценности.
Использование описанных технологий обучения в сочетании с информационно-компьютернымитехнологиями позволяет добиваться хороших результатов. Все учащиеся успешно усваивают программу, качество знаний по предмету составляет от 60 до 90%.
Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроках истории (особенно в среднем звене). Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится откровенно живой интерес.
Новые подходы в обучение – диалоговое обучение
Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения в условиях учебной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними.
 Организация диалогового обучения на уроке помогает вовлечь учащихся в процесс обучения, тем самым повысить познавательную деятельность учащихся.
Диалоговое обучение является основой реализации интерактивного обучения, построенного на общении и взаимодействии, партнёрских, демократических отношениях всех участников учебного процесса.
Таким образом, если правильно организовать обучение, то между учениками будет происходить не просто общение друг с другом, а прежде всего обмен учебной информацией. При созданных условиях для диалогового обучения, материал урока будет изучаться учениками совместно друг с другом, ученики будут помогать друг другу, научатся оценивать совместную работу. Психологи отмечают, что детям легче установить контакт между собой, нежели с учителем, так как они понимают друг друга лучше, ближе психологически и по форме общения.
Большое значение при диалоговом обучении отводится умению задавать вопросы, так как вопросы – неотъемлемый элемент каждого урока.  Ранее я не задумывалась над тем, какую роль играют вопросы в обучении, как правильно поставить вопросы в обучении, как вопросы помогают развить мышление высокого уровня. И на своих уроках в основном задавал вопросы закрытого типа. А такие  вопросы ориентированы на проверку фактического знания, содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов, обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы. Но для того, чтобы стимулировать обсуждение, дискуссию, поиск, исследование учащимся необходимо предлагать вопросы открытого типа. Они имеют много разных ответов, требуют более глубокого обдумывания темы, побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос.
Очень часто мы задаем вопрос и сами на него отвечаем; не даем ученикам времени подумать; задаем вопрос и спрашиваем одних и тех же учеников;
Необходимо уйти от традиционного диалога, построенного на вопросе учителя и ответе ученика. Необходимо строить вопрос так, чтобы ученик свободно мог высказать свое мнение (Как вы думаете…?, Каково ваше мнение…? и т.п.). Не спешить оценивать правильность ответа, а дать возможность высказать свои предположения другим учащимся. В результате в процессе дискуссии школьники совместно с учителем смогут найти ответ. Причем учитель, не навязывая своего мнения как единственно правильного, должен направлять мыслительную деятельность учащихся. Именно тогда приобретаемые знания будут осмыслены, наполнены личностным смыслом.
В этом случае дискуссия на уроке:
– это доброжелательная, комфортная обстановка, когда ученику не страшно высказать свое мнение, когда он не получит негативную оценку собственной личности или поведения;
– это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает собственное мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится;
– это спор, защита собственной позиции, прояснение того, что не понятно, попытка докопаться до истины;
– это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу;
 – это возможность для учеников проявить и сформировать собственную позицию, проявления ценностно-ориентировачной активности.
В результате процесс усвоения начинается не с предъявления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае поиск неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения новых знаний. Учитель же, помогая ученику постигать общие способы ориентации в исторической действительности, тем самым способствует развитию его мышления, становлению его личности.
Для того чтобы ученик мог почувствовать мой предмет, он должен пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения исторического события. Для этого он должен погрузиться в изучаемое время, увидеть его со всех сторон. Ребенок становится как бы участником исторических событий. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция.
Мне бы хотелось, чтобы история заставляла детей думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать.

Обобщая свой опыт работы, хочу отметить положительные стороны:
1. Применение этих методов – посильная и доступная работа для всех учителей.
2. Дает возможность учащимся искать интересующий материал, выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств, делать выводы и защищать свою проблему.
3. Повышается уровень овладения знаниями, учащиеся учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве,  исполняя при этом разные социальные роли.
Решая одну проблему, связываются воедино различные области знания и окружающая среда.
За 2015-2016учебный год мною проделана следующие УМР:
Открытые
уроки Внеклассные
мероприятия Круглые столы Мастер - класс Пед. советЗаседания
м.о.
6 2 1 1 2 2
Мною было разработано методическое пособие для учителей « Критириальное оценивание на уроках истории »