Рефлексивный отчет о проделанной работе сертифицированного учителя 2 (основного) уровня Жумабековой А.Д. за 2015-2016 учебный год


Рефлексивный отчет о проделанной работе
сертифицированного учителя 2 (основного) уровня Жумабековой А.Д.
за 2015-2016 учебный годРазвитие механизмов саморегуляции – одна из ведущих идей образования, реализация которой во многом определяет социальную активность учащихся. Сформулированные в философии образования тезисы о сущности гуманизации и гуманитаризации общества ставят в качестве важнейшей задачи образования – обоснование методов, которые способствовали бы «открытию себя» и способов обучения на основе формирования таких личностных свойств и способностей, как самопонимание, самооценка и самопрогнозирование себя и своей деятельности.
ГОСО-2013 включает перечень способностей обучающего в использовании полученных знаний при решении задач, а также реализации его жизненных позиций и ценностных ориентаций. При существенных различиях в направленности этих компетенций есть общее, что их объединяет: все они отражают внутреннюю позицию личности и ее проявления в поведении.
Главный термин, обозначающий эту позицию – самостоятельность. Чтобы развивать навыки саморегулируемого обучения, недостаточно только активировать процесс обучения, важно сформировать навыки самостоятельной работы.
С целью сформирование через групповую работу саморегуляцию учащихся мной было проведено исследование в действии на тему «Влияние групповой работы на самоорегуляцию учащихся». Объект исследования – 9 «Б» класс, с которым в прошлым году я начала работать по внедрению 7 модулей в учебный процесс.

В классе 18 учащихся, из них на начало учебного года 3 отличника и 9 хорошистов. Почему именно этот класс, потому что я являюсь классным руководителем этого класса и мне хотелось, чтобы учащиеся стали самостоятельными и саморегулируемыми. Иначе говоря, чтобы они были полностью готовы успешно ориентироваться без дополнительных указаний и помощи со стороны всяких форм «сопровождении» в новых ситуациях социальной жизни и успешно решали новые задачи, были не только хорошими исполнителями, но и проектировщиками своей деятельности.
Оптимальный путь решения для решения этой задачи я видела в создании в учебном процессе ситуаций, постоянно требующих самостоятельного решения новых и постоянно усложняющихся для обучающегося задач. Для этого необходим выход в «метапозицию». Выход в «метапозицию» - это и есть та новая роль, которая обеспечивает самостоятельность в поведении учащегося. Обучение строила на основе постепенного перевода обучающегося в позицию самообучающегося через развитие потребности в саморегуляции, познание себя, когда сам ученик осознанно адаптирует к себе содержание обучения.
Сбор данных проводила через анкетирование, наблюдение и бесед с учащимися. Результаты анкетирования выявили, что 65% учащихся могут самостоятельно, без посторонней помощи изучить предметы гуманитарного цикла (историю, самопознание, казахскую литературу, русский язык иностранный язык и русскую литературу); 24% - предметы естественно-математического цикла (биологию, географию, физику), 10% - эстетического цикла и 1% - вообще самостоятельно изучить тему. Трудно даются предметы естественно-математического цикла, так как имеют пробелы в знаниях – 36%, 10% - из-за частых пропусков, не понимают вообще – 26%, 12% - не понимают объяснения учителя и 24% - отметили разные причины.

По русскому языку общеучебные навыки сформированными считают – 64%, 35% - на среднем уровне и 1% - не понимает язык, так как не владеет речью.
Проанализировав данные были подобраны инструменты и измерители воздействия, а также был разработан среднесрочный план, на основе которых составлены краткосрочные планы. На уроках были применены стратегии критического мышления. Такие как «ЖИГСО», «Мозговой штурм», «ЗХУ», «Чтение с пометками» и другие. Измерителями успешности стали постеры, интеллект карты и рефлексивные отзывы учащихся, результаты самостоятельных контрольных работ.
Первые уроки перед собой я ставила задачу создания коллаборативной среды. Для этого применяла игры, физминутки, составляла группы сменного состава.
В последующих сериях уроков передо мной стояла цель распределения ролей. Не все хотели быть спикерами, защищать постеры, все хотели быть активными слушателями и таймкиперами. Эта работа велась систематично. То есть роли распределяли по номерам, по цвету ручек, по дням рождения и т.д.
Нельзя сказать, что все шло гладко и хорошо, что мной это исследование звершилось. Я еще на полпути. Много проблем раскрылось в ходе исследования, над которым следует поработать и решить. Но главное работа началась и ученики стали осознавать себя, понимать что они должны делать на уроке, как это нужно делать. Я сама во многом поменяла свое отношение к учебному процессу. Поменяла направления вопросов, если раньше я спрашивала «Что ты делал? Что ты учил?», то сейчас вопросы звучат так «Как ты это сделал? Как ты это учил?», но в дальнейшем они будут меняться на «какой у тебя план действии? какие шаги ты должен предпринять? Какие проблемы есть у меня? как я их буду решать? какая информация тебе нужна? понимают ли тебя? правильно ли ты говоришь? Работает ли выбранная стратегия, если нет, то почему? Что ты смог сделать лучше? Насколько ты продвинулся? чему ты научился?
Для успешности исследования в действии, чтобы завлечь родителей в процесс, мной было проведено родительское собрание на тему: «Баламен бірге», где родители отвечали на вопросы анкеты, в котором выражали свое отношение к школьной жизни своих детей, замечают ли они изменения, происходящих в них, какие проблемы возникают при подготовке домашней работы и т.д. Родители заметили положительные изменения в поведениях детей и хотели бы, чтобы их дети достигли хороших результатов.
Следующее направление своей работы – это содействие овладению учителями навыками, позволяющими им познакомить с новыми подходами, посредством процессов коучинга и менторинга. Для пнроцессов коучинга и менторинга единой является их напрвленность на анализ, размышления и последующие действия, которые, в конечном итоге, позволят учителю достичь успешности в своей работе. Целью определения тем коучингов было проведено анкетирование, которое выявило ряд проблем, над которым следует поработать, помочь разобраться учителям-предметникам и совместными усилиями найти пути решения. Так было проведено за отчетный период 3 коучинга: «Новые подходы в образовании», «Менторинг – мұғалімнің кәсіби өсуінің құралы», «Роль обратной связи в образовательном процессе».
В коучинге «Новые подходы в образовании» я ставила перед собой цель раскрыть актуальность преобразовании в образовании, раскрыть значения и важность применении новых подходов в обучении, ведь только поняв суть и принять необходимость, человек задается целью изменить свое отношение к новому. К концу коучинга участники достичь таких результатов:
1. Раскрыть требования к современному образованию
2. Критически оценить свою деятельность
3. Составить критерии оценивания современного урока
4. Раскрыть значения и важность новых подходов к обучению и в чем они заключаются.
Коучинг был проведен с использованием игры «Тяни-толкай», на основе которой была раскрыта проблема и тема коучинга. Переложив проблему игры на образовательный процесс, мы вышли к идее о важности создании коллаборативной среды и изменения учителя в роли капитана. Ведь от личности учителя, от его мастерства и опыта зависит, как будет учиться ребенок. В групповой работе учителя раскрыли основные аспекты современного урока, проблемы и пути его решения.
Задумчивые лица учителей, горящие в глазах огонь любопытства, дают мне повод предположить, что зерно сомнения в своей деятельности я пробудила. Учителя вышли после коучинга с массой вопросов, и я надеялась, что они будут искать ответы на интересующие вопросы, посещая следующие коучинг-занятия.
Следующий коучинг «Менторинг – мұғалімнің кәсіби өсуінің құралы» был проведен на городском уровне. В нем участвовали учителя города, так как он был проведен в рамках творческого дня школы. В нем я использовала игру «Нить Ариадны» для создания коллаборативной среды и выхода на проблему. В трех случаях: закрытыми глазами с помощью подсказок, с помощью «нити Ариадны», и закрытыми глазами, но в сопровождении коллеги проходили препятствие учителя. К концу игры они пришли к выводу, что лучше, комфортнее и безопасно им было, когда их поддерживала коллега. Так был сделан переход к теме. Во время презентации учителя узнали, что такое «менторинг», в чем его необходимость и значение в образовательном процессе. В групповой работе учителя раскрыли качественные черты ментора и менти. Они подчеркнули, что если нет желание измениться по требованию времени, если нет заинтересованности и необходимости, то сколько бы ментор не старался бы, результат будет нулевым. Поэтому главными качествами менти были отмечены:
постоянный поиск новизны;
стремление самообразованию и самосовершенствованию;
активная позиция и настрой учителя.

Третий коучинг прошел в рамках декады предметов гуманитарнрго цикла. Тема коучинга «Роль обратной связи в образовательном процессе». Тема была выбрана по изучению потребностей учителей. Цель коучинга: раскрытие ключевой роли обратной связи как эффектвного метода успешности урока. Я ставила перед собой такие задачи:
1.Объяснить понятие обратной связи, ознакомить с приемами обратной связи;
2.Сформировать умение применение обратной связи на уроках;
3.Умение применить навыки в обратной связи.
Я ожидала, что учителя достигнут понимания роли обратной связи и обретут навыки эффективного использования обратной связи на разных этапах урока и с ее помощью смогут определять точку роста. Организация «обратной связи» – это является  наиболее трудной и уязвимой частью работы в школе. Ведь проверка и оценка результатов обучения - сложная методическая проблема. Поэтому не раз приходится  возвращаться  к ней. С какими же трудностями приходится сталкиваться? Основных - две: как добиться, чтобы вовремя опроса продуктивно работал весь класс? как добиться, чтобы ученик давал полный ответ на поставленный вопрос? Обратная связь способствует активизации учебного процесса
Выбор темы коучинга неслучаен, так как в своей практике учителя в основной части используют в лучшем случае в конце объяснения новой темы, часто получается это формально. Между тем, применение обратной связи на всех этапах урока способствуют улучшению учебного процесса. Роль обратной связи для учителя важна.
В ходе проведения коучинга учителя пришли к выводу об эффективности проведения обратной связи на каждом этапе урока, что является фактором успешности урока. Это было видно по обратной связи данной учителями на этапе рефлексии. Временные рамки проведения коучинга были выполнены.
Хотя оценка данная учителями о проведенном коучинг занятии очень хорошая. Но все же я думаю, что при проведении следующих занятий коучинга мне надо больше внимания уделять выбору заданий и изучению теории по теме коучинг занятия.
Одним из важнейших компонентов работы в школе, в рамках уровненвых программ является проведение менторства, с целью развития профессионального потенциала коллег и оказания им разносторонней помощи в реализации идей семи модулей. После прохождения курсов 2 (основного) уровня и сертификации, передо мной встала проблема: как эффективно проводить процесс менторства? Мной был разработан план работы, с которым был ознакомлен моя фокус группа, т.е менти. К сожалению, со всеми работать одновременно не получается из-за разности рабочих смен. Поэтому в основном я работала с Казбек Ризой Темирболатовной. Учитель начальной школы, она целеустремленный учитель, который не останавливается на достигнутом, всегда в поиске. Я посещала ее традиционные уроки и помогала в разработке уроков с применением стратегии критического мышления через чтение и письмо. Она в свою очередь посещала коучинги, уроки. То, что было неясно, мы старались вместе прояснить, вместе изучали методические пособия по внедрению стратегий критического мышления через чтение и письмо, выбирали измерители и инструменты по достижению СМАРТ целей. Результатом своей работы я считаю то, что урок, проведенный в рамках творческого дня школы, получил много хороших отзывов от сообщества учителей города.

Во втором полугодии работа продолжалась в том же темпе. Был проведен городской коучинг для учителей русского языка и литературы на тему «Определение учебной траектории при подготовке к ЕНТ по русскому языку», по просьбе методистов горОО этот же коучинг был проведен в региональном уровне с участием учителей близ лежащих городов Жезказган, Каражал, поселков Жезды, Жайрем, села Улытау. На базе школы был организован и проведен городской конкурс по русскому языку «Лингвистический марафон» среди учащихся 7-8 классов. Открытые уроки по русскому языку и литературному чтению, классные часы были проведены в форме конкурсов, соревновании