РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» 7 класс 2016-2017 учебный год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Воздвиженка»
Уссурийского городского округа

Согласовано
___________________ ЗДВУР

«_____»_______________2016г

Утверждаю
________________ Директор школы

«_____»___________________2016г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
7 класс
2016-2017 учебный год
Учитель: Плисюк Анна Ивановна

























с. Воздвиженка,2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Физика» (далее Рабочая программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 № НТ – 136/08 «О федеральном перечне учебников».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016г, № 38 « О внесения изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Учебным планом МБОУ СОШ с.Воздвиженка на 2016-2017 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Примерная программа общеобразовательных учреждений по физике 7-9 классы к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы: А.В. Перышкин. Н.В. Филонович, Е. М. Гутник; - М: «Дрофа», 2015г.
Учебники:
Физика 7./ Перышкин А.В. Физика.7 кл.:Учебник. для общеобразоват.учреждений. -2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013 – 221 с.
Цели обучения физики в общеобразовательной школе определяется ее ролью в развитие и воспитание личности школьника, формирование функционально грамотной личности, то есть личности, которая способна использовать уже имеющиеся у нее знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни. школе:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природа использования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физики входят:
удовлетворить и развить познавательные возможности всех обучающихся, опираясь при этом на уже имеющийся у них донаучные представления, математические знания, естественнонаучную подготовку;
перевести знания из «кабинетной» сферы применения в повседневную жизнедеятельность. В результате такого перевода природные явления и технические процессы окружающей действительности будут для каждого ученика вполне понятными, объяснимыми и применимыми;
сформировать с учетом возраста обучающихся основные научные понятия и закономерности, касающиеся основных научных теорий классической и современной физики. Показать одинаковость выполнения законов физики не только в условиях физического кабинета, но и в земных масштабах;
обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники;
сформировать у обучающихся представления о научных методах исследования и познания природы в процессе непрерывной самостоятельной экспериментальной деятельности в классной и домашней обстановке;
сформировать у обучающихся, проявивших особый интерес к физике, умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов, практические умения и навыки при работе с инструментами;
Общая характеристика предмета
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.
Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличивая свою власть над природой.
Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.
Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни
Роль и место предмета в учебном плане МБОУ СОШ с. Воздвиженка
Школьный курс физики системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
На изучение учебного предмета «Физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Воздвиженка в 7 классе отводится в 2 часа в неделю (всего за учебный год 68 часов) при пятидневной учебной неделе, продолжительность урока 45 минут.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физической явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом.
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила давления, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициэнт полезного действия, температура.
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
уметь
описывать и объяснять физические явления: передача давления жидкостям и газам.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежуток времени, массы, силы, давления.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмперические зависимости: силы упругости от удлинения пружины, пути от времени.
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях.
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах.
Содержание тем учебного предмета «Физика»

Название раздела
Кол-во часов
Контрольные работы
Лабораторные работы

1
Введение
4
-
1

2
Первоначальные сведения о строении вещества
5
-
1

3
Взаимодействие тел
23
2
2

4
Давление твердых тел, жидs°костей и газов.
17
1
1

5
Работа и мощность. Энергия
19
2
1

Итого за учебный год
68
5
9

Раздел 1. Введение (4 ч)
Физика наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа №1: « Определение цены деления измерительного прибора».
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа №2: «Определение размеров малых тел».
Раздел 3. Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Лабораторная работа№3: «Определение плотности твердого тела»;
Лабораторная работа№4: «Градирование пружины и измерение сил динамометра»;
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (17 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №5: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»;
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия (19 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторная работа№6: « Выяснение условий равновесия рычага».
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Физика» для 7 класса

№ урока в главе
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения





План
Факт

Введение
4
5-15.09



1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты.
Входной контроль знаний.
1
5.09



2
Физические величины и их измерения
1
8.09



3
Точность и погрешность измерений
1
12.09



4
Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора»
1
15.09


Глава №1. Первоначальные сведения о строении вещества
5
19.09-3.10



1
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение
1
19.09



2
Движение молекул. Взаимнодействие молекул
1
22.09



3
Лабораторная работа № 2: «Определение размеров малых тел»
1
26.09



4
Агрегатные состояния вещества Свойства газов, жидкостей и твердых тел
1
29.09



5
Первоначальные сведения о строении вещества
1
3.10


Глава №2. Взаимодействие тел
23
6.10-12.01



1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение
1
6.10



2
Скорость тела. Единицы скорости. Расчет пути и время движения
1
10.10



3
Инерция. Самостоятельная работа: «Расчет скорости движения».
1
13.10



4
Взаимодействие тел
1
17.10



5
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах
1
20.10



6
Измерение массы тел взвешиванием
1
24.10



7
Плотность вещества.
1
27.10



8
Расчет массы и объема вещества по его плотности.
1
7.11



9
Лабораторная работа №3 «Определение плотности твердого тела».
1
10.11



10
Проверочная работа №1: «Механическое движение. Плотность вещества».
1
14.11



11
Р.Н.О. Расчет массы и объема вещества по его плотности.
1
17.11



12
Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение. Плотность вещества»
1
21.11



13
Р.Н.О. Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Единицы силы.
1
24.11



14
Связь между силой тяжести и массой тела.
1
28.11



15
Сила упругости. Закон Гука
1
1.12



16
Динамометр. Лабораторная работа №4: «Градирование пружины и измерение сил динамометром»
1
5.12



17
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил
1
8.12



18
Проверочная работа №2: «Силы. Графическое изображение сил. Равнодействующая сил» Сила трения. Трение покоя.
1
12.12



19
Р.Н.О. Трение в природе и технике
1
15.12



20
Контрольная работа№2: «Силы. Графическое изображение сил. Равнодействующая сил»
1
19.12



21
Р.Н.О. Сила тяжести на других планетах.
1
22.12



22
Трение в природе и технике
1
9.01



23
Физические характеристики планет
1
12.01


Глава№3.Давление твердых тел, жидкостей и газов
17




1
Давление. Единицы давления
1
16.01



2
Давление газа
1
19.01



3
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
1
23.01



4
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
1
26.01



5
Сообщающие сосуды. Самостоятельная работа: «Давление»
1
30.01



6
Вес воздуха. Атмосферное давление
1
2.02



7
Измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли
1
6.02



8
Барометр-анероид.
1
9.02



9
Атмосферное давление на различных высотах

13.02



10
Манометры
1
16.02



11
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс
1
20.02



12
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
1
27.02



13
Закон Архимеда
1
2.03



14
Лабораторная работа №5: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
1
6.03



15
Проверочная работа №3: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
1
9.03



16
Р.Н.О. Плавание тел.Плавание судов. Воздухоплавание
1
13.03



17
Контрольная работа №3: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
1
16.03


Глава №4. Работа и мощность Энергия
19
20.03-25.05



1
РНО. Механическая работа. Единицы работы
1
20.03



2
Мощность. Единицы мощности
1
23.03



3
Мощность и работа. Простые механизмы. Рычаг.
1
3.04



4
Центр тяжести тела. Условие равновесия тел
1
6.04



5
Лабораторная работа №6: «Выяснения условий равновесия рычага».
1
10.04



6
Равновесие сил на рычаге
1
13.04



7
Момент силы
1
17.04



8
Коэффициент полезного действия механизмов.
1
20.04



9
Проверочная работа № 4: «Работа. Мощность».
1
24.04



10
Р.Н.О. Блоки. Золотое правило механики.
1
27.04



11
Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Энергия».
1
4.05



12
Р.Н.О. Энергия. Виды энергии.
1
11.05



13
Превращение одного вида мех. энергии в другой.
1
15.05



14
Обобщение материала за курс 7 класса
1
18.05



15
Итоговая аттестация по форме: Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.
1
22.05



16
Р.Н.О.
1
25.05



17
Резерв
1
-



18
Резерв
1
-



19
Резерв
1
-


Описание материально техническое обеспечение образовательного процесса:
Авторская программа основного общего образования А. В. Пёрышкина «Физика»7-9 классы, 2014 – [http://drofa.ru/books/vertical/progr_fiz7-9_perysh_purysh_gurev.pdf]
Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Наука,2014 г.
Меледин Г.В. Физика в задачах, Наука, 2014 г.
Перельман Я. И. Занимательная физика – 1. Наука.: Москва, 1989 г.
Перышкин А.В. Физика.7 кл.:Учебник.для общеобразоват.учреждений. -2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2014. – 221 с.
Рымкевич А.П.Сборник вопросов и задач для 7-9 классов средней школы. 13-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
А.В. Чеботарева. «Тесты по физике». К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». 7 класс. М.: «Экзамен», 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронные учебники по физике.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - видеоопыты на уроках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -библиотека – всё по предмету «Физика».
Серии таблиц по курсу «Физика 7».
Экранно-звуковые пособия: Видеоанимации по разделам физики: кинематика, молекулярная физика.









13PAGE 15





13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715