«Использование инновационных методов и приёмов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка как фактор повышения профессиональной компетенции учителя»


Тема выступления: «Использование инновационных методов и приёмов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка как фактор повышения профессиональной компетенции учителя»
Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками конференции
Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я понимаю это слово так:
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.
2 СЛАЙД Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников, изменяющим как способы презентации и усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку (развитие коммуникативной личности), то есть дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень.
3 СЛАЙД Одной из разновидностей инновационного обучения русскому языку является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания. Метафоризация лингвистических сведений возможна в силу того обстоятельства, что язык, как явление развивающееся и функционирующее, может быть антропологически интерпретирован.
4 СЛАЙД Главной задачей этой методики является внедрение в учебный процесс таких методов, которые развивают критическое мышление учащихся любого возраста. Эти методы можно эффективно применять, работая и в рамках традиционной системы обучения. Рассмотрим некоторые из этих методов.
5,6 СЛАЙДЫ «Линия времени»Каждому учащемуся выдается лист с таблицей, по ходу изучения темы он заполняет колонки. Результат: материал систематизируется, ребенок чувствует уверенность в своих силах.
(на слайде представлена таблица)
7 СЛАЙД Игра «Придумай кличку»Применяется в рамках тем «Состав слова. Способы словообразования» на этапе объяснения нового материала, первичного закрепления и др. Способствует активизации мыслительной деятельности.
шар, орел, стрела, рыжий, звезда
КЛИЧКИ - Шарик, Орлик, Стрелка, Рыжик, Звёздочка
8 СЛАЙД Словарная работа Формы «подачи» словарных слов. Задача учащихся – определить слово, записать в словарик.
Вставь пропущенные гласные: Прптств – препятствие Жжжть – жужжать
Расставь буквы в нужном порядке: Сражаться – жрасьаятс
Выбери буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Дстифалошг – диалог
9 СЛАЙД Словарная работаУчащимся предлагается описать картину. Учитель помогает, подсказывает, предлагает подобрать синонимы. Найденные детьми словарные слова вносятся в словарик.
Прекрасный Замечательный Восхищение Восторгаться Впечатление
10 СЛАЙД Применение ИКТможет оказать существенную помощь при изучении тем «Состав слова. Словообразование». Например, данный прием наглядно демонстрирует, как одни и те же морфемы от разных корней образуют разные слова.
Прорастать, бег
11 СЛАЙД «Проверь себя»Прием экономит время и силы учителя.
В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое, но я?ствен?ое булькание воды. Я пош_л на звук. От главного больш_го оврага отх_дил в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к.
В лунном безмолвии послышалось далёкое, но явственное булькание воды. Я пошёл на звук. От главного большого оврага отходил в сторону небольшой овражек-тупичок.
12 СЛАЙД «Карта успеха»Выдается каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания. Результат: каждый работает в своем темпе, у учителя больше времени на оказание индивидуальной помощи.
(На слайде представлена таблица карты)
13 СЛАЙД «Подведём итог»Используется на этапе первичного закрепления либо контроля.
Что я знаю о деепричастии? Это особая форма _________. Деепричастие объединяет в себе признаки двух частей речи - __________ и ___________ . Деепричастие образуется от __________ с помощью суффиксов –а, -я, ____________. Отвечает на вопросы ______________________. Это неизменяемая форма, поэтому не имеет ______. Примеры деепричастий: ____________________.
14 СЛАЙД Кластер (карта понятий, карта-схема, «еж», «осьминог», «снежинка» и т. п.). Работая по этому методу, ученики в середине листа пишут ключевое слово (тему), рисуют картинку, а вокруг записывают слова, словосочетания, предложения (например, в центре записывают «Имя существительное», а вокруг — все грамматические характеристики этой части речи, причем постоянные признаки можно записывать отдельно от непостоянных — как бы в два крыц2уга).
15 СЛАЙД «Исправь кластер»Применяется на этапе закрепления или как одно из заданий зачета по теме «Виды односоставных предложений»
(На слайде представлено задание)
16 СЛАЙД Сравнительная диаграмма. Рисуются два пересекающихся круга. В месте их пересечения записывается сходная информация, в непересеченных частях — то, что характерно только для одного источника информации (явления). Так можно сравнивать два печатных текста или два аудиотекста, рисунки, сюжетные картинки, грамматические категории и т. д.
Целенаправленное чтение (слушание) Этот метод называется еще «чтением с прогнозом». Состоит он в том, что информация «подается» порционно, и после каждой полученной порции информации учитель задает вопросы, прогнозирующие дальнейшее развитие событий.
17 СЛАЙД Двучастный дневник (или дневник, состоящий из нескольких частей). Этот метод обычно реализуется таким образом. Страница делится на две (три, четыре и т. д.) части, например, «отрывок из текста» — «реакция». Ученики читают (слушают) текст и заполняют «дневник»: когда по ходу чтения в связи с определенным отрывком, словом у них возникают какие-то ассоциации, чувства, они записывают их в графу «реакция». Так можно «обрабатывать» мысли (чувства, внешность, поступки и т. п.) героев текстов и любые сравниваемые моменты, плюсы-минусы какого-то явления, разрешение-запрещение каких-то действий и т.
18 СЛАЙД СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
19 СЛАЙД Правила написания синквейна : 1 строка – одно слово, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет
суть темы, обычно существительное.
20 СЛАЙД Воспитанный и добрый.
Коллекционирует, путешествует, учится.
Петя боится огорчить отца.
Друг
21 СЛАЙД К инновационным технологиям можно отнести также проблемную, модульную, проектную технологии и процесс решения коммуникативных (речемыслительных) задач, а также разнообразные игровые методики.
22 СЛАЙД Например, Путешествие
Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических объектов с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с «двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др.
Другой пример, Рассыпанные карточки
Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или ветер все перемешал. Необходимо собрать правильно материал. Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Или при изучении одушевленности-неодушевленности существительных предлагаю разложить карточки в зависимости от категории. Например, при изучении простого предложения, предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение
Вывод: Употребляя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология.
На уроках в 5 классе при объяснении различных орфограмм можно использовать
1..схематично – рисуночную мнемотехнику.
(23 СЛАЙД)
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным.
Mnemonikon - искусство запоминания. Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Например, учащиеся рисуют опорную схему на слова-исключения или например, на правописание словарных слов и формулируют правило
(24 СЛАЙД)


   

(25,26 СЛАЙДЫ) 2)Следующий приём – это составляем рассказ из слов – исключений.
ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ КРЫЖОВНИКА, пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК.
(27 СЛАЙД) 3) На закрепление можно применить загадки.
В корне слова под ударением
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок. (Жёлудь)
В тесной избушке
Ткут холсты старушки. (Пчёлы)
В корне слова без ударения
Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет? (Жонглер)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (Шоссе)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. (Шофёр)
(28 СЛАЙД)4) Рифмовки. Общность ударений
Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.
-Даны слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.
ЗвонИт, положИл, баловАться, включИт, недУг, красИвее, цемЕнт, квартАл, твОрОг.
1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;
2). Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил
3). Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
4). Он свет включи'т,
Аж проводка трещит
5). Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг
6). Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси
7). Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
8). Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.
9). Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.
Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:
1. Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
2.Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
3.В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
-Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы слышали со словами: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).
- Давайте попробуем вспомнить глаголы-исключения из I спряжения.
Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать,ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.
(29 СЛАЙД) 5). ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
1.Грамматические сказки
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре-
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о, чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный».
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
2. Правила не по правилам
При изучении орфограммы «Правописание приставки ПРЕ- и ПРИ-» уместно использовать игровой прием. Например:
Учитель: Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача, видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.
Пр..бываем в Аткарск на поезде, который пр…бывает ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30 , если не возникнут непредвиденные обстоятельства, будем в школе и сможем преступить к работе.
С пламенным пр.ветом, пр..ставки ПРЕ- и ПРИ-.
Чтобы легче запомнилось правило предлагаю для запоминания стихотворение
При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку
Что – то я соединяю (соединение),
И к чему – то приближаю (приближение),
Рядом, близко я стою (близость)
И неполно делаю (неполное действие).
Есть другой вариант.
Прибежал я – приближенье,
Вот приклеил объявленье – это присоединенье,
Чуть присел – неполнота действия обычного…
На пришкольном стадионе,
Что здесь необычного?
Пре –
Мама Пере - , папа Очень,
Дочка Пре- помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
3). Запоминаем словарные слова
А)Например, «Надежда поможет?»
Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Вот простой приём, который поможет контролировать себя. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.
Б)Следующий пример «Искусство побеждать»
Как не ошибиться в написании слова ИСКУССТВО? Тем, кто хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, советуем при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.
4)Фонетические ассоциации (по схожести звучания)
Базар – бабы на базаре.
Берёза – белая берёза.
Завод – завтра на завод.
Завтрак – «На завтрак - рак, кричи ура.
Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка.
Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап.
Комната – комната у Наты.
Лопата – лопата лопнула.
Коридор – Коля и Ира в коридоре.
Медведь – мёд ведает.
Малина – маленькая ягодка малинка.
Месяц – ясный месяц.
Осина – осина красива осенью.
Пальто – Павел в пальто.
Петух – Петя, Петя, петушок.
Помидор – помни милый помидор.
Рабочий, работа – раб работает.
Ребята – ребята решают ребус.
Рисунок – на рисунке нарисован рис.
Сапоги – Саша в сапогах.
Сегодня – сегодня я играю в сего.
Собака – собака лаяла на о.
Соловей – соловей поёт соло.
Суббота – в субботу две подружки Барбара и Бабетта идут в гости.
Тарелка – тарелка – это тара.
Тетрадь – тетрадь по-гречески тетра.
Топор – топор топает: «Топ! Топ!»
Улица – на улице встречают знакомые лица.
Ученик – учение; честно учится.
Хорошо, хороший – у нас в школе хороший хор.
Язык – ябеда показывает язык.
5. В слове спряталось другое слово
Вдруг – друг
Горизонт – гори, зонт!
Лисица – братец Лис
Облако – лак
Платок – плат
Винегрет – вино не гретое
Трамвай – трамвай съело чудовище – ам!
Ужин – ужи на ужин
Топор – топ
Иногда – иногда не чувствую ног
Карандаш – кара
Орех – ор
Потом – пот
Работа – раб
Человек – чело
Базар – база
Балкон – бал
Баран, баранка, барабан – бар
Ворота – вор
Газета – газ
Кровать – кров
Метро – метр
Мечта – меч
Печаль – печь
Пример – Рим
Ромашка – Рома
Фамилия – ноты фа и ми
Фонарь – фон
Ягода – год
Яблоко – блок
.Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной.
Своё выступление я хочу закончить словами
Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.