Конспект урока по математике. Тема Приемы устных вычислений


Предмет: математика
Тема: Приемы устных вычислений.
Цель:
освоение приема устного умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями;
показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности;
способствовать усвоению алгоритма  и умению применять его в решении задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями
решать текстовые задачи;
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать учебную задачу урока после предварительного обсуждения, стремиться ее выполнить;
оценивать результаты своей деятельности;
Познавательные:
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
Коммуникативные:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
Личностные:
демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение?
- Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Запишите число.
Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.
На доске: 265, 469, 761, 965, 624, 867, 364, 560, 769.
- Чем похожи все числа?
- Какое число лишнее? Почему?
- Какие числа будут в центре внимания на уроке?
-Сегодня урок открытия новых знаний. Хотите открыть новые знания с трехзначными числами? Проверка готовности к уроку
Это все трехзначные числа, в записи каждого числа есть цифра 6.
- Трехзначные.
Личностные: самоопределение, смыслообразованиеКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиII. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия - Предлагаю начать урок с гимнастики для ума.
- На урок пришел гость. Кто это?
- Винни пришел не с пустыми руками. Он приготовил для вас интересные задания.
На доске карточки с произведениями:
7∙ 8∙ 9
9 ∙ 8 ∙ 6
8 ∙ 9 ∙ 10
- Сравните произведения и, не вычисляя, скажите, какое из них больше.
- Винни приготовил карточки для работы в паре. Вспомните правила работы в паре.

Самопроверка.
- Каким приемом пользовались?
- Винни приготовил еще одно задание.
На доске: 20 ∙3 ; 96 : 6; 720 : 6; 78 : 6;
30 ∙3; 40 ∙2; 300 ∙3; 42 : 3
- На какие две группы можно разбить выражения?
- Значения, каких выражений вы сможете вычислить? Найдите. Винни- Пух
Находят выражение с наибольшим значением.
Работают в парах
Проверяют по слайду
Заменяли действия с десятками или сотнями
Делят выражения в две группы
Вычисляют значения 1 столбика Познавательные: анализ обобщение, сравнение, классификация, доказательство:
Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем;
использование критериев для обоснования своего суждения
III. Выявление места и причины затруднения Выявление и фиксация места и причины затруднения - Что можете сказать про выражения второго столбика?
- Кто хочет научиться находить значения таких выражений? Находить значения таких выражений не умеем.
Отвечают на вопрос учителя Регулятивные: постановка и формулировка проблемы
IV. Построение проекта выхода из затруднения Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации - Прочитайте название раздела, который начнете изучать сегодня на уроке.
- Что узнаете? Чему научитесь?
-Посмотрите еще раз на выражения второго столбика. Какое открытие необходимо сделать сегодня на уроке?
- Назовите тему урока.
- Какова главная цель урока?
- Составим план действий для достижения цели.
Читают название раздела, задачи
Научиться умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями.
Составляют план. Регулятивные: целеполагание, самостоятельное выделение и формулировка познавательной целипланирование
Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем
V. Реализация построенного проекта Построение и фиксация нового знания - Подумайте, как можно найти значения этих выражений? Поработайте в парах.
- Проверим, как вы выполнили задание. Кто хочет поделиться тем, как находили значения.
- Кто рассуждал так же?
- Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 82
- Где пригодятся полученные знания?
Работают в парах
Один ученик объясняет, как действовал
Делают вывод: заменяю действия с сотнями и десятками
Читают вывод в учебнике.
При вычисление значений выражений, решении задач
Познавательные: поиск необходимой информации из текста учебника;построение логической цепи рассуждения, доказательство
Физ. минутка. Выполняют движения VI. Первичное закрепление Применение нового знания в типовых заданиях - Итак, вы открыли знания. Каким будет следующий шаг?
- Кто сможет найти произведение и частное трехзначных чисел, оканчивающихся нулями?
- Найдите № 1 в учебнике.
- Прочитайте задание. Сравните выражения.
- Вычислите значения второй строчки (работа у доски с комментированием)
№ 2 работа в парах
- Назовите ответы (одна пара отвечает по очереди)
Научиться применять, полученные знания.
Читают, сравнивают: цифры одинаковые, в первой строчке обознач. ед., а во второй сотни и т.д.
Работают в паре, проверяют.
Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его;
выполнение действий по алгоритму
Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем; использование критериев для обоснования своего суждения
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях - Научились ли вы применять новые знания?
- Выполните задания под красной чертой.
- Проверьте и оцените.
Выполняют задание под чертой в учебнике, проверяют, оценивают. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
Познавательные: выполнение действий по алгоритму
VIII. Включение в систему знаний и повторение Включение нового знания в систему знаний, повторения и закрепления ранее изученного № 3
- Прочитайте задачу. О ком говориться в задаче?
- Какое расстояние прошел лыжник?
- Что сказано про это расстояние?
- Что нужно узнать?
- Реши задачу.
Самопроверка. Читают задачу, отвечают на вопросы
Самостоятельно решают, проверяют. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его
IX. Рефлексия учебной деятельности Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания - Какую цель ставили в начале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- Какое открытие сделали на уроке?
Оцените свою деятельность на уроке.
-Отметьте на лесенке достижений.
Усвоил новое знание и научился его применять – верхняя ступенька;
Усвоил новое знание, но еще нужна помощь – средняя ступенька; тема сегодняшнего урока осталась непонятной- нижняя ступенька
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами.
Д.з. стр. 82, № 4, № 5 Узнать, как умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями
Оценивают свою деятельность. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов действия.
Анализ урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Для достижения цели урока использовала различные методы.
словесные методы объяснение, свободные высказывания;
наглядные методы: различные слайды – опоры.
репродуктивные
частично-поисковые
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Выбранные мною методы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
В ходе выполнения продуктивных заданий проверялся усвоенный материал. Вид деятельности учащихся сменялся быстро. Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
Создание проблемной ситуации позволило заинтересовать учащихся, убедила в необходимости сотрудничества.
Для решения проблемной ситуации была организована командная работа работа, работа с карточками.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
коллективная (во время проверки раннее изученного материала)
групповая (во время получения новых знаний)
индивидуальная (ролевые игры).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся:
высокий интерес к изучению данного предмета
развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки.
достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась технологией проблемного обучения.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Реализована воспитательная функция урока.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Части урока логически связаны друг с другом, требовала от учащихся полных доказательных ответов.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.