Работа с терминами на уроках швейного дела


Автор
Учитель швейного дела
Ожгихина Людмила Михайловна
МКОУ Соколовской школы-интерната
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ) VIII ВИДАПолноценное усвоение школьниками любого учебного предмета немыслимо без овладения его языком - специальной терминологией. Данной проблемой занимались методисты С.С.Кручинина и Л.С.Стожок. В частности, Л.С.Стожок выявлены термины, вызывающие наибольшее затруднение у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, показано влияние различных практических действий на овладение ими специальной терминологией. С.С.Кручининой раскрыты причины своеобразия усвоения школьниками терминов, а также предложены некоторые приемы работы с ними.
Терминами и понятиями на уроках швейного дела учащиеся коррекционной школы овладевают с большим трудом, что обусловлено сложностью формируемых понятий, большим количеством специальных терминов. В большинстве эти затруднения вызваны недостаточной аналитической деятельностью школьников. Процесс усвоения учащимися терминов , перевод их в словарный запас и употребление в речи имеет свои специфические особенности. У школьников наблюдается искажение терминов. Например: шов в подгибку – говорят « шов подгибку». Довольно часто происходит подмена одних терминов другими: стачивать, настрачивать, притачивать подменяется одним понятием «шить». Часты случаи употребления сходных по произношению терминов сметать, заметать, прометать. Своеобразие овладения учащимися терминов обуславливается недостаточным уровнем сформированности понятий, в их смешении, непонимании внутренних связей между понятием и обозначенным им термином, а также трудностями в запоминании всех терминов. Дозируя учебный материал , нужно ориентироваться не только на количество формируемых понятий, но и сложность терминов их обозначающих.
В начале обучения учащиеся накапливают термины, зачастую их не осмысливая, стараются их применить в своих ответах и при беседах при пошиве изделий. В дальнейшем же каждый из терминов наполняется определенным содержанием. При этом имеются термины, которыми обозначается несколько понятий. Например, термин «лекало» для учащихся 5 класса это лекало салфетки, а для учащихся старших классов понятие «лекало» расширяется.
Большое значение в овладении специальной терминологией имеет продуманное предъявление учебного материала, поскольку от этого зависит характер мыслительной деятельности учащихся. Введение термина в начале формирования понятия возможно только в том случае, если значение термина осознается учащимися на основе словообразовательного анализа или сам термин – исходная предпосылка для раскрытия содержания понятия. Например, краевой шов, обращаем внимание на основу данного термина, а затем уже рассматриваются особенности этого шва.
В других случаях предпочтительнее подвести учащихся к осознанию значения термин , опираясь на частные факты. Изучая тему «снятие мерок» изучаем линии на фигуре человека, который «постепенно выходит из воды».
При организации терминологической работы необходимо придерживаться определенных дидактических условий. Важнейшие из них сводятся к тому, что осознание школьниками терминов должно происходить или в процессе непосредственного восприятия объектов, или при осуществлении практических действий с ними. Например, понятие «рюши» - учащиеся видят образец рюш, изучают назначение и способ изготовления , а затем сами изготавливают его.
Работа с терминами осуществляется на разных этапах урока: изучения нового материала, его закреплении и проверке пройденного. Однако основную работу с терминами целесообразно проводить на этапе изучения нового материала. При этом следует разнообразить приемы работы, содействующие усвоению учениками терминов.
Школьная практика показывает, что часто применяемым приемом терминологической работы является подписывание учащимися на рисунках названий изучаемых объектов и их частей.
Например, подпишите название срезов сорочки без плечевого шва на рисунке. Такой прием работы полезен, так как развивает конкретно- образное мышление учащихся. Кроме того, учащиеся упражняются в правильном произношении и написании специальных терминов.
Можно использовать и такой прием работы: в процессе объяснения нового материала вводятся новые термины , записываются на доске, одновременно дается объяснение термина, и при этом предлагается записать термин с кратким пояснением в тетрадь. На уроках швейного дела находит применение и прием проговаривания учащимися отдельных терминов вслух и про себя, который позволяет поупражняться в правильном их произношении. При этом проговаривание терминов сочетается с одновременным считыванием их с классной доски.
Используется и такой прием работы с терминами , который позволяет выявить их этимологию. Например, салфетка с греческого переводится как « платок для вытирания губ». Как видно перевод совпадает с основным содержанием понятия, которое он обозначает. Этот прием содействует лучшему запоминанию учащимися данного термина.
Значимым для запоминания является и прием выяснения синематики термина, то есть его смыслового значения. Этот прием используется постоянно, так как в большинстве случаев смысловое значение терминов совпадает с основным содержанием понятия, которое им определяется. Вникая в смысл данных терминов, учащиеся с помощью учителя устанавливают их тесную связь с содержанием соответствующих понятий.
Работу по выяснению смыслового значения терминов в некоторых случаях можно начинать прямо с сообщения темы урока. Например ,тема урока «оборки» учащиеся предпринимают попытки их характеризовать. Приемы выяснения синематики и этимологии терминов способствуют формированию у учащихся умение анализировать, выделять главное.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения усвоения терминов с первого прослушивания или прочтения. Чтобы облегчить этот процесс в некоторых случаях приходится прибегать к терминам - заменителям. Например, нить основы – долевая нить, уток – поперечная нить. Замена специальных терминов более простыми полезна, так как облегчает понимание школьниками преподносимого учебного материала. Способствуют запоминанию терминов и такие приемы работы: вычерчивание простейших схем – опор, заполнение несложных таблиц, написание диктантов, установление соответствия, правильной последовательности, исключение лишнего понятия и др. Эти приемы применяются не только при изучении нового материала, но и на других этапах урока: проверки пройденного, закреплении изученного материала, обобщении и систематизации знаний.
Важно также, чтобы одни и те же термины использовались в разных учебных ситуациях: произносились учителем и учащимися, записывались в тетрадях, применялись при выполнении практических работ. Последнее особо значимо, так как позволяет соотносить объекты с их названиями.
Таким образом, терминологическая работа включает следующие приемы: запись терминов на доске, проговаривание их вслух и про себя, создание словаря специальных терминов, усвоение их орфографии, выявление этимологии и синематики терминов, их синтез и анализ, соотнесение терминов с понятиями и др.
Иначе говоря, следует тщательно работать над содержанием самих понятий, что будет способствовать лучшему запоминанию школьниками терминов.