Урок литературы в 5 классе на тему «Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно).
- Тема стихотворения – выражение чувства любви лирического героя к своей малой родине, где находится его родной «низкий дом с голубыми ставнями», дорогие сердцу «поле, луга и лес».

№ 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему?
- В стихотворении преобладает грустное, элегическое, ностальгическое настроение:
- лирическому герою жаль покинутой родины, где он был еще совсем недавно («Слишком были такими недавними / Отзвучавшие в сумрак года»);
- ему до сих пор снятся милые сердцу места («До сегодня еще мне снится / Наше поле, луга и лес»);
- ничто не может отнять у лирического героя любовь к родному дому («Как бы я и хотел не любить, / Всё равно не могу научиться»).

№ 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части).
- В стихотворении можно выделить три части:
1-я (строфа № 1): введение лирической темы (образа родного дома и малой родины).
2-я (строфы №№ 2 – 6): развитие лирической темы (описание образов родного края, щемящего, тоскливого чувства по родным местам).
3-я (строфа № 7): подведение итога размышлений лирического героя: несмотря ни на что, он не забудет родной дом (в финале мы видим повторение мысли, обозначенной в начале стихотворения: «Низкий дом с голубыми ставнями, / Не забыть мне тебя никогда»). Такая композиция называется кольцевой.

№ 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их.
- В стихотворении представлена совокупность художественных образов, каждый из которых дорог автору: родной дом, поле, луга и лес, серые северные небеса, журавли, березы, цветы, ракитник.

№ 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения.
- Художественное время стихотворения трехпланово:
- прошедшее: основной массив образов связан с образами прошлого (воспоминания о малой родине);
- настоящее: лирический герой признается, что еще «до сегодня» ему снятся «поле, луга и лес».
- будущее: обращаясь к дому, лирический герой заявляет: «Не забыть мне тебя никогда».

В стихотворении преобладают образы, связанные с концом лета или осенью (серое небо, улетающие на юг журавли), хотя есть отсылка к весне (журавли видели «березь да цветь»).
Художественное пространство стихотворения расширяется от образа родного дома с голубыми ставнями до поля, лугов и леса. Журавли, улетая из родных мест в «тощие дали», расширяют пространство до безграничности.

№ 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору).
- Эпитеты: года «отзвучавшие в сумрак» (метафорический эпитет: «отзвучавшие в сумрак» - ушедшие в прошлое), «бедные» небеса, «грустная» нежность, «седые» журавли, «тощие» дали, «сытные» хлеба, «разбойные» свисты.
- Метафора: поля, луга и лес принакрыты «сереньким ситцем северных бедных небес».

№ 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует?
- Примеры инверсии: «нежность грустную», «днями недавними». Поэт использует инверсию, чтобы акцентировать (обратить) внимание читателя именно на эти качества-признаки существительных «нежность» и «днями», а, значит, сильнее воздействовать на него, ярче передать свое эмоциональное состояние.

№ 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края?
- Для передачи образов родного края автор использует неологизмы «березь» и «цветь». В БАС и МАС этих слов нет. Судя по контексту, они обозначают соответственно «березняк» и «большое количество цветущих деревьев, растений».

№ 9. Определите способ рифмовки в стихотворении.
- Способ рифмовки – перекрестная (АБАБ) (строфы №№ 1 – 4, 7); кольцевая (АББА) (строфы 5, 6).

№ 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
- В своем стихотворении автор выражает мысль о том, что образ малой родины навсегда закреплен в сердце человека, где бы он ни жил и сколько бы времени ни прошло с момента его отъезда в чужие края.















































Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части). № 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их. № 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения. № 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует? № 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края? № 9. Определите способ рифмовки в стихотворении. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части). № 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их. № 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения. № 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует? № 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края? № 9. Определите способ рифмовки в стихотворении. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части). № 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их. № 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения. № 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует? № 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края? № 9. Определите способ рифмовки в стихотворении. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части). № 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их. № 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения. № 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует? № 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края? № 9. Определите способ рифмовки в стихотворении. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части). № 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их. № 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения. № 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует? № 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края? № 9. Определите способ рифмовки в стихотворении. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»
№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно). № 2. Какое настроение в стихотворении преобладает? Почему? № 3. Рассмотрите композицию стихотворения (сколько частей, о чем говорится в каждой части). № 4. Рассмотрите систему художественных образов стихотворения и охарактеризуйте их. № 5. Рассмотрите художественное время и пространство стихотворения. № 6. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафору). № 7. Приведите примеры инверсии (обратного порядка слов). С какой целью поэт ее использует? № 8. Какие неологизмы (новые слова) автор использует для передачи образов родного края? № 9. Определите способ рифмовки в стихотворении. № 10. Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор)?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------