Осенние пейзажи (экскурсия) внеклассное мероприятие.


Осенние пейзажи (экскурсия)
II группа ГКОУ РО школы-интернат VIII вида п. Орловского
Воспитатель: Янченко Вера Викторовна
Дата проведения 23 октября 2015 года.

Цель: наблюдение за осенними изменениями природы.
Задачи:
- провести наблюдения за признаками наступления осени в природе;
- развивать умение различать листья наиболее распространенных пород деревьев, кустарников, трав;
- развивать внимание и наблюдательность;
- повышать уровень экологической культуры учащихся.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ждёт экскурсия в парк. Цель нашей экскурсии — познакомиться с разнообразием растений, понаблюдать за изменениями в их жизни с приходом осени, увидеть всю красоту осенних пейзажей.
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года скажите, как зовётся?
(Осень).
-Какое время года наступило? Назовите все осенние месяцы. Какая сегодня погода? Сравните погоду ранней осени с летней погодой.
Ответы детей
Отправляемся в дорогу.

Воспитатель: Осень – время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку некоторых животных, отлета перелетных птиц. Говоря об осени, сразу вспоминаются строчки Александра Сергеевича Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса!
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг! Сегодня, находясь на природе, давайте вспомним, какие ещё стихи об осени Вы знаете. Кто может нам их рассказать?
Дети читают стихи.
Воспитатель: остановка библиотека, отгадайте загадку.
Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь.
(Береза)

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.
Воспитатель:
Данное дерево - основной житель российских лесов, распространено по всей территории Российской Федерации. Испокон веков его использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, сок - все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, данное дерево считают символом России. А еще ребята листики березы осенью желтеют раньше, чем у других деревьев.
Двигаемся дальше.
Остановка «Парк – младший брат леса».
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам! (И. Винокуров)

Воспитатель:
- Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)
- Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)
- Как называется это явление? (Листопад)
Воспитатель: Усиленный листопад начинается сразу за первыми заморозками. Он идет по-разному у разных деревьев, даже если дерево одной породы. В садах и парках листопад у, например, березы проходит в более быстрее, чем в лесах. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску, а некоторые остаются зелеными еще очень долго.

Воспитатель: Наш ребята парк, в нынешнем его виде, довольно молодой, раньше здесь росли другие деревья, некоторые из них остались, некоторые были посажены заново. Обратите внимание на это небольшое, но с очень красивыми листиками деревце.
Был зелёный летом,
Осень изменила,
Ярким, жёлтым цветом
Крону всю покрыла.
Листья, как короны
У чего? У - (Клёна)
Воспитатель:
Сок этого дерева вкусен, в старину из него выпаривали сахар. Почти все виды хорошие медоносы. Из древесины этого дерева изготовляют многие музыкальные инструменты, например. В лечебных целях используют листья и побеги (плоды — двукрылатки). Настой и отвар листьев также оказывают лечебное действие. Старинное народное средство лечения кашля: в 1 стакан горячего молока добавить 1 столовую ложку сока данного дерева и выпить. Почти все виды представляют интерес как очень декоративные растения.
Воспитатель: Теперь настало время набрать листьев для гербария. Желательно, чтобы у вас все листья были разные.
Дети собирают листья.

Воспитатель: Попробуем определить какие листья оказались в наших руках. Отгадайте загадку.
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько здесь этих красивых и могучих деревьев. Каштан — дерево тёплого умеренного климата. Растёт каштан относительно быстро. Дерево, которое называется каштан, действительно очень красивое и заманчивое. Листья его достаточно широкие (до 10см) и мозаичные, имеют длину до 25 см, а во время цветения, начало которого в мае, на дереве появляются красивые цветы, необычной, пирамидальной формы, что очень украшает все дерево, делая его цветение настоящим праздником. С наступлением осени, на ветках дерева появляются зеленые и колючие плоды, которые, растрескиваясь и падая, «выпускают» из своих объятий, коричневые круглые семена, диаметром 3-4 см.

Воспитатель
Учитель: О каком дереве эта загадка?
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная…(Рябина).
Воспитатель: Рябины не растут в нашем парке, но, я надеюсь, вы видели это дерево, хотя бы на картинке и знаете как оно выглядит.

Это дерево относится к роду листопадных морозостойких кустарников и деревьев семейства розоцветных. Название произошло от лакомящихся плодами этого дерева птиц. В мире насчитывается более 100 видов данного дерева.
Воспитатель: Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет.
Игра «Верю – не верю»
(Воспитатель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное.)Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю»),
а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»),
сушатся грибы ( «не верю»),
сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»).
Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»),
и пустился бежать через поле к речке (« верю»),
при этом он испугал жаворонка ( «не верю»)
и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни ( « не верю»),
а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»), нырнул в свой домик ( «не верю» ),
забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму ( « не верю»).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь нам пора отправляться домой. С наступлением осени листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, трава увядает, плоды и семена созревают. Исчезают насекомые. Птицы все чаще и чаще собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые страны.
Итог.
-Какое время года наступило?
- У какого дерева листва желтеет первой? ( У березы)
- С какими еще деревьями познакомились?
-Как изменилась температура воздуха в сравнении с летом?
-Какая сегодня погода?
-Что особенно запомнилось?
Собранные на экскурсии листья закладываются в гербарий. Часть учащиеся собирают в букет для следующего урока.