Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. А. Есенина Я покинул родимый дом и Низкий дом с голубыми ставнями

С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом" и "Низкий дом с голубыми ставнями"
Цели урока:
обучение сравнительному анализу стихотворений;
развитие умения находить художественные изобразительные средства и выявлять их функцию;
развитие монологической речи учащихся;
воспитание чувства прекрасного.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Родина, родная природа. Человек издавна признается ей в любви, воспевает ее красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIXв.: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Федором Ивановичем Тютчевым.
Задание в тетради: Напишите, пожалуйста, 5-7 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.
Уч-ся зачитывают слова.
Такие образы ассоциируются у вас с образом Родины. А какой предстает наша Родина на полотнах художников? Какие чувства художников переданы?
Репродукции с картин В. Поленова. Сл.1-4+отрывок из стихотворения
2.Постановка учебных задач и цели.
О чём, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Должны сказать дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.)
Какая цель перед нами стоит сегодня?
Цель- проанализировать поэтический текст С. Есенина; узнать, какие приемы использует поэт для того, чтобы донести до нас искренние чувства в изображении Родины и родной природы.
Учитель. Свои чувства к Родине, к природе родного края можно передать не только на полотне. Свои эмоции, свое отношение к Родине можно передать с помощью художественного слова. Так делают поэты. Сегодня мы говорим о Сергее Есенине.
3.Открытие новых знаний.
Работа со статьей учебника в группах
Читаем статью учебника о С. Есенине. Вопросы для групп на доске.
Что повлияло на формирование характера Есенина, на становление его творчества? (Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?)
Каков же внутренний мир Есенина?
он любил жизнь и природу;
свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
Найдите ключевые фразы (из второй статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.
Поэт мысленно воссоздает картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.
Всеобщее обсуждение. Подготовка вывода (в каждой группе).
Вывод (делают дети): С. Есенин пришел в поэзию как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.
Обращаемся к эпиграфу. О чём он?
Это слово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.
Чтение стихотворений. Фонохрестоматия.
4.Закрепление.
Анализ стихотворений (работа в группах).
Учитель: Стихотворения написаны в разные годы: 1918 и 1924 г. Сегодня мы не просто анализируем поэтический текст, чтобы понять его смысл. Мы сравниваем два стихотворения, написанные в разные годы: одно в 1918г., другое – в 1924г., и, помня о теме урока, посмотрим, как изображает Родину и родную природу С. Есенин.
Обратите внимание: мы будем говорить не о каждом стихотворении отдельно, а о двух сразу – «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». По каждому пункту анализа попытайтесь сделать вывод (тексты стихотворений и план анализа на столах у каждого ученика и группы).
а) Что объединяет стихотворения?
Тема:________________________________
Вывод: Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома.
В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.
б) Центральные образы.
-Рассмотрите пейзажные зарисовки, найдите центральные образы стихотворений.
Родимый дом, голубая Русь, образ матери, образ отца
Низкий дом с голубыми ставнями

Вывод: С образами родимого дома с голубыми ставнями, голубой Руси, с образами матери и отца связывается, прежде всего, возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей.
в) Чувства лирического героя к родному краю
-Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?
-Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?
Чувство любви к родному краю; Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя. – дом родимый (тепло говорит о доме); – композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой) – «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот»
Чувство любви, преданности своему дому. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями. – До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес – как бы я и хотел не любить, Всё равно не могу научиться. – композиция стихотворения кольцевая: Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. (что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому – это его точка опоры).

Вывод: Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю. Нас покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью. «Половодье чувств».
Мысль о том, что человек является частью природы, что он с нею кровно связан, выражена в стихотворениях. Природа чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. «Олицетворение наоборот – то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы».
г) Лиризм стихотворений.
- Каков ритм стихотворений?
Более быстрый, подвижный, динамичный. Двустопный анапест Везде мужская рифма
Более медленный, размеренный, неторопливый Трехстопный анапест Рифма дактилическая/мужская

НО: Стихотворения, написанные в разное время, роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Мелодика стихотворений завораживает: она построена на ассонансах: и – у \ а – и
д) Различие.
-В чём различие этих стихотворений?
Многое роднит стихотворения С. Есенина. И тем не менее, они написаны в разные годы.
Природа. Пейзажные образы.
- Как же изображена природа в стихотворениях? Найдите в стихотворениях пейзажные образы.
Длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу:
– березняк над прудом; – золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение); – стережет голубую Русь старый клен (олицетворение).
– поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты); – седые журавли с курлыканьем в тощие дали; – березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный; – под дешевеньким ситцем родимая выть.

Учитель (дополнение):
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Есенинское искусство живописания природы. Всё это завораживает нас, читателей.
НО: В первом стихотворении природа боли возвышенная, сказочная. Во втором – обычная, повседневная, но также любимая поэтом. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации.
Цветовая гамма.
(Опережающий) вывод: Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам стихотворений.
-Какие цвета находим в стихотворениях?
– голубая Русь (дважды) Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России. – золотою лягушкой; – березняк над прудом; – яблонный цвет.

- О чём говорят эти цвета?
– серенький ситец небес; – седые журавли; – березь да цветь.

Учитель (дополнение): Синий, золотой (малиновый) – это цвета есенинской России, Родины.
Вывод: В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.
Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С. Есенина. Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.
Учитель (зачитывает):
Друг поэта, артист В. Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».
- Что имел в виду В. Чернявский?
- Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Обратитесь еще раз к статье учебника:
Какой же предстает Родина в стихотворениях С. Есенина?
- Достигли ли мы поставленных в начале урока задач и цели?
6. Самооценка.
7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (на выбор учащегося).