Родительское собрание Наказание или поощрение, кнут или пряник?

Родительское собрание


Беседа.
Наказание или поощрение,
кнут или пряник?


Составила:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с. Хватовка»
Климова Н.И.


2012 год



«Поощрение и наказание детей в семье» .

Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье, обсуждение ситуаций, тестирование.

Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы! Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и не может быть.
Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.
Быть родителями  значит, все время учиться ими быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.
Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор. В ходе подготовки к собранию с детьми был проведён опрос по всем вопросам, которые я буду задавать вам. Ещё дети писали сочинение, выдержки из которого я вам зачитаю по ходу собрания.

II Основная часть
I вопрос для родителей.
Что такое поощрение?
Что такое наказание?
Ответы детей:
Пооощрение-похвала за какие-то хорошие дела,
Прощение каких-то плохих поступков.
Наказание-это воспитание детей родителями, лишение чего-нибудь.

Из словаря Ожегова:
Наказание  1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
2. (перен.) О ком-нибудь, о чем-нибудь трудном, тяжелом, неприятном.
Поощрение  1. Вознаграждение, награда.
2. Содействие, сочувствие, одобрение наградой, возбуждение желания сделать что-нибудь.

II вопрос для родителей.
Какие виды поощрения и наказания используются родителями?

Ответы детей:
Виды наказаний.
Не пускают на улицу. Не дают денег. Не разрешают играть на компьютере. Не покупают новые вещи. Лишают сладостей, фруктов. Ставят в угол. Ругают матом, обзывают. Не разговаривают.

Виды поощрений.
Покупают вещи. Разрешают дольше гулять. Игры на компьютере. Дают денег. Повезут куда-нибудь. Позволяют всё, что хочу.


Из детских анкет:
«В моей семье нет ни того, ни другого. Отношения договорные  «сделай это  получишь взамен то. Будешь делать это  ничего не получишь». Может быть это и холодно, но меня это устраивает».
«Наказывают меня часто, а о поощрении и речи не может быть, хотя я все делаю».
«Меня не ругают, хотя и особо не хвалят».
«Я всегда рада услышать хорошие слова, услышать их от своих родных и близких, большего и не надо».

III вопрос для родителей
За что наказывают детей?
За что поощряют?
Ответы детей:
Наказывают за:
Плохое поведение. Плохие оценки. Обидел младших сестру или брата. Долго играл. Не сделал порученное дело.
Поощряют за:
Помощь родителям. Хорошую учёбу. Хорошее поведение. За дела.
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая  мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
И все?
Да,  ответил старик,  это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.  И, подумав, добавил:  И мира тоже».

(обсуждение)

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя
«Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

А в какой атмосфере живет ваш ребенок? ( ответы родителей)
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Прежде чем вы услышите выдержки из сочинений ребят, мне, как классному руководителю, хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Выдержки из сочинений ребят «Если бы я был волшебником»
«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я волшебник».
«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».

А теперь я предлагаю проанализировать ситуации.

Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!».

Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и - на улицу. Вечером придет начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит опять двойка».

Ситуация 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи еще только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4. В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок ученик третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все, чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.
Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, привыкает кривить душой.
Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.
Главный метод воспитания это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Мне очень нравятся слова А.П. Чехова:
« Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». Это действительно так. Ведь лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

Я предлагаю вам несколько правил поощрения. Чтобы поощрения достигали необходимого воздействия родителям следует соблюдать некоторые принципы, индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
-Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет.
-Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
-Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
-Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
-Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
-Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
-Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился распоряжаться деньгами разумно.
-Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
-Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Но и, конечно, есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:
-Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
-Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол.
-При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение.
-О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
-После наказания проступок должен быть «предан забвению» . О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.
-Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка.
-Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
 
А сейчас в конце нашей беседы я предлагаю тест «Какой вы родитель»
Я читаю всем нам близкие фразы.
Если вы используете их в речи часто ставите 2 балла. Если редко-1 балл.
Если не используете-0 баллов.
-Сколько раз тебе повторять?
-Посоветуй мне, пожалуйста
-Не знаю, что бы я без тебя делал(а)
-И в кого ты такой уродился?!
-Какие у тебя замечательные друзья!
-Ну на кого ты похож (а)?
-Я в твои годы!..
-Ну что за друзья у тебя?
-О чем ты только думаешь?!
-Какая (какой) ты у меня умница!
-А как ты считаешь, сынок (доченька)?
-У всех дети, как дети, а ты.
-Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)!


 Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
III Заключение
Заканчивая наше собрание, хочется пожелать вам успехов в воспитании детей. Чаще хвалите их, ласкайте, спрашивайте у них совета, интересуйтесь делами в школе, не стесняйтесь показывать им свою любовь. И помните, что убеждение эффективнее, чем наказание, а родительская любовь и ласка способны творить чудеса.