Разработка урока по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого» в 6 классе

6 класс.

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Цели урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе; готовить к ГИА по литературе.

Оборудование урока: портреты поэтов; репродукции картин - пейзажей русских художников; музыкальные произведения.

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.


Ход урока.

Слово учителя
( Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года».)
Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык


- Как вы думаете, о чем это стихотворение Ф.И.Тютчева? Почему именно с него мы начали наш урок?

2. Ребята вместе с учителем формулируют тему и цель урока.

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Цель: увидеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, понять настроения, чувства лирического героя, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного;
готовимся к ГИА по литературе.
Домашнее задание:
выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе,
письменно ответить на вопросы в формате ГИА по одному из стихотворений:
1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение (3 – 5 предложений)?
1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении (3 – 5 предложений)?
1,2.3. Чем различаются картины природы в двух стихотворениях поэта (5 – 8 предложений)?

3. Слово учителя.
Родная природа - неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Русские поэты посвятили природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал картины весны, лета, осени и зимы.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.

3. Работа со стихотворением Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Звучит фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Апрель»

Рассказ о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.
Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся (Вахтёркина Анна).

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение.
С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г он завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!». (Емельянова Марина)
Стихотворение читается учащимся.
- Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг.)

- Каковы особенности стихотворения Баратынского?
(Лирический герой встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Герой хочет слиться с природой и раствориться в ней.)
- Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «яркая вышина», «заздравный гимн»).
- Найти метафоры (на крыльях ветерка).
-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).
- Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.
(Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде и шумен и душист).
Такой прием в литературе называется аллитерацией – это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради)
Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

3) Ещё одно стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется» послушаем в исполнении мастера чтения.

4) Комментарий к стихотворению ученика.
Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется» построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.

4.Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе.

1) Биографическая справка (рассказывает ученик .)

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь - с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.
Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

2) Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла»

Словарная работа. (Несколько учеников находят лексическое значение слов по словарю.)

Ракита – дерево или кустарник семейства ивовых, растущее по берегам рек.

Сонм – скопление, множество кого-нибудь.


Беседа по вопросам.

- Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)

- Как он это делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)

Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты (прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)

- Какова композиция стихотворения? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)

- Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф».)

- Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона).


4) Слушание и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи».
Слушаем мастера чтения.

Словарная работа.

Дебри - место, заросшее непроходимым лесом.

-Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью: есть общие образы-тучи, есть антитеза - противопоставление: тьма-свет.)

-Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации - раскатистые твердые и мягкие «р». А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ).

-Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж. Он динамичен - это впечатление создают глаголы движения, действия.)

- Найдите в тексте противопоставления.

В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором освещают пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки: громкие, резкие, противопоставлены приглушенному ответу скалы.

5. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

1) Биографическая справка (сообщение ученика)

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

2) Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы» ( чтение стихотворения)

Анализ особенностей стихотворения.

- Какой пейзаж изображен А.Толстым? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

3) Словарная работа.

Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзаже? (Это стихотворение - сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным, ласковым ритмом.)


6. Итоги урока.

С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?

Заключительное слово учителя. Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.
Воспринимать пейзажную лирику вам помогали фрагменты пьес П.И.Чайковского из цикла «Времена года» и репродукции картин И. И. Левитана.


























Теория литературы

Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать.
Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа.
Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы).

Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.
Например: Черноглазую девицу
Черногривого коня!
Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.



____________________________________________________________________________


Теория литературы

Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием , приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать.
Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа.
Например: веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы).

Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.
Например: Черноглазую девицу
Черногривого коня!
Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.



15