Конспект урока русского языка на тему Разделительный мягкий знак с использованием сингапурской методики (2 класс)


Ход урока.
I . Организационный момент. Урок русского языка. Настрой.
- Садитесь, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Назовите орфограммы, которые встретились вам сейчас при письме…
2. Минута чистописания.
Вспомним, как правильно пишутся соединения.
_____\_______(второй слог ударный)
-Что можем сказать об этом слове?
Какие соединения определите в загадке. Название месяца, начинающего новый календарный год. (январь)
Назовите второй слог (варь)
Пропишем соединения этих букв. варьПока у нас Эльмира поработает на доске со звуко-буквенным анализом слова метель, мы проведём словарную работу.
3. Словарно – орфографическая работа.
- Прочитаем записанные на доске слова орфографически правильно:
Мальчик, тетрадь, карандаш, девочка, пальто.
- На какие бы две группы вы разделили записанные слова? По какому признаку? (одушевленные и неодушевленные; с мягким знаком и без мягкого знака)
( по одному у доски)
- Выпиши слово слово, состоящее из трех слогов с безударной гласной в 1 и 2 слоге. (карандаш), поставь ударение, объясни написание.
- Выпиши слово с сочетанием чк. (девочка)
- Выпишите слово, с орфограммой ь знак показатель мягкости. (тетрадь, мальчик, пальто)
- Поставьте в записанных словах ударение, подчеркните безударные гласные.
- Что общего у последней группы слов? (словарные слова, обозначают предмет, у всех ь)
Проверим индивидуальную работу на доске. ( Ответ ученицы «Звуко-буквенный анализ слова»)
- Можно ли отнести слово метель к группе слов, в котором мягкость согласного обозначена мягким знаком? (да)
Назовите синоним к слову метель (вьюга)
-Как записать это слово? ( 1 ученик у доски) Назовите орфограмму.
4. Актуализация прежних знаний. Постановка темы урока. Цели.
Из поставленных ранее вопросов, кто понял, о чём мы будем говорить на уроке?
( о мягком знаке) (Вывешиваю знак)
Расскажите соседу по плечу, что вы знаете о ь. Начинает тот, у кого волосы светлее.
-Что тебе сказал твой сосед?( 2 ученика) (Не обозначает звука.
Показывает мягкость впередистоящего согласного, то есть он пишется только после согласного.. .)Схема на доске 2_
- -
-Кто согласен с этими утверждениями? ( А в слове Вьюга)
Мы уже сказали, что мягкий знак показывает мягкость согласных на письме. Это первая его работа. Но в русском языке он выполняет ещё одну работу. Сейчас вы узнаете какую. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока? ( Разделительный ь ). Дополнить знания о ь.
5. Основной этап урока.
-Какие её буквы показывают мягкость согласного на письме?(е,ё,ю,я,и) . Тогда для чего в слове вьюга стоит ь. Буква ю и так показывает ь. согласного. Попробуем убрать Ь. Что получилось? Почему? Значит что делает Ь в этом слове?(разделает согласный от гласной, чтобы они не сливались.)
Внимание на слайд «Проделки Ь»)Слайд 1. (слог согласный гласный, слог, когда между ними ещё и ь)
Столбик слева. Столбик справа. Что изменилось в написании и звучании?
-Произнесите слоги в левом столбике. Согласный в слоге твёрдый или мягкий? Как обозначена мягкость на письме? Слитно или раздельно произносится согласный с гласным?
-Произнесите слоги в правом столбике. Согласный твёрдый или мягкий? Как обозначена мягкость согласного на письме? Слитно или раздельно произносится согласный с гласным? Как нам на письме показать раздельное произношение согласного с гласным?
Игра «Дорожка».
Если произносится легко без препятствий дорожка ровная, если трудно, то гористая, волнистая. (Рукой имитируем движение.)
- Итак, какую же работу выполняет мягкий знак? Правильно, такой мягкий знак называется разделительный.
- Какие слоги произносить легче? Какие труднее? (Рукой имитируем движение.)
- Еще какие буквы показывают мягкость согласного?(Буквы е,ё,ю,я,и.) А впереди её и Ь. Так для чего там нужен ь?
(Чтобы разделять согласный от гласной). И как он называется?
Итак, тема нашего урока? ( Разделительный ь ). Дополнить знания о ь.
6. Работа по учебнику.
1.Учебник стр. 130-131, за профессора читает Тимур, за Ваню Амир, за Аню Зиннурова Карина2.Учебник стр. 130 Упр. 196 .Задание Спиши, подчеркни разделительный ь.
Опишите местонахождение ь (после согласного, перед гласной).
- Итак, когда и для чего употребляется разделительный ь?
7. Фикультминутка.
Поиграем в игру « Внимательные ушки».
Встаньте пожалуйста. Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть мягкий знак, то хлопните в ладоши.
Печенье, Коля, лисьи, день, платье, пьют, Ручьи, мальчик, полёт, колосья, польёт. Семья, деревья, семя, олени.

8. Закрепление темы. Работа по учебнику.
с. 130 Упр. 197 (работает карандашом в учебнике) Обведи слова с Р.Ь.
(-Чем отличается произношение слов полёт и польёт? Солю и солью.
-Сколько звуков в первом слове?(5)
-Во втором? (6) Почему так? Какой звук появился в слове польёт [й].
После р.Ь бувы е,ё,ю,я дают два звука.
Теперь посмотрите, чем отличаются при написании? Какой звук обозначает Ё в первом слове? (О)
А во втором (Й,О).
- Почему же во втором слове буква Ё обозначает 2 звука?(потому что стоит после ь).
Проверка.
-Давайте посмотрим какую же функцию выполняет Ь, который стоит после согласного перед гласными. Е,ё,ю,я, и.
С. 131 Упр. 198 Читает задание Сергей. (изменение слов по данному образцу так, чтобы в них появился р.ь.)
составьте свои предложения с любой парой слов.
С. 131 Упр. 199 (нахождение слов и с изучаемой орфограммой в связном тексте).
Проверка.

Вы хорошо поработали!
Время поиграть. Игра «Поможем Пчёлке закончить предложения».
- Что можем сказать о вставленных словах?(с р.Ь)
-Сова тоже приготовила вам задание. Е два слова по желанию. Но оно будет выполняться по командам. Участники номер 3.
-Чему учило вас это задание? (различать разделительный ь и показатель мягкости)
9.Итог урока.
Проверим насколько хорошо вы усвоили пройденное. Каждой группе дан тест. Обсуждаем Релли Робин участник номер 4 обводит правильный ответ.
- Сверим результаты с доской.
Оцените свою работу. Если всё правильно 5, если 1 ошибка «4», если 2 ошибки 3.
10.Рефлексия.
-О чём мы говорили на уроке?
- Кто отлично понял тему урока? Покажите свой личный результат на лесенке успеха. Анализ.( 2 ученика)
Остальным надо повторить , выполняя домашнее задание.
Вы хорошо поработали. Я оценила знания учащихся, которые работали на уроке. Мои отметки на уроке.(5 учеников)
11. Домашнее задание.
С. 132 Упр. 199 ( Списать текст, подчеркнуть слова с разделительным ь). Дополнительное творческое задание
Придумать сказку про разделительный мягкий знак.
Урок окончен.