Конспект урока литературы в 5 инклюзивном классе на тему Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева и И.А. Бунина


Здесь мало увидеть, /Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью/Наполнилось сердце.
(на материале стихотворений И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою»)
Тип урока:Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Цель: Организовать деятельность учащихся по творческому восприятию и осмыслению стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».
Задачи: 1.Обеспечить правильность его понимания путем обучения лингвистическому анализу стихотворения, понимать текст стихотворения на основе анализа.
2. Развивать творческую мотивацию и творческие способности обучающихся.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие самостоятельной работы с текстом поэтического произведения.
Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее по отношению к изучаемой проблеме, умение выделять существенное в тексте, выражать свои мысли в оценочном суждении, умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества, совершенствует духовно – нравственные качества.
Методы и формы обученияНаблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основная цель для детей с ОВЗ состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащегося с нарушением интеллектуальной деятельности, помочь ему овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание поэтического текста.
Основными задачами обучения чтению являются:
Образовательные задачи:
1. Создание условий для формирования у учащихся навыков правильного сознательного чтения, формирования у них ключевых компетенций с учетом программных требований к учебному предмету и содержания изучаемых произведений.
2. Обеспечивать учащихся достаточным уровнем знаний через планомерную реализацию требований учебной программы.
3. Совершенствовать учебный процесс через применение традиционных и нетрадиционных форм обучения, использование методов и приемов, соответствующих требованиям коррекционно-развивающего обучения.
4. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с проблемами через систематическое изучение их особенностей и расширение учебно-методической базы предметного кабинета.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся с проблемами в развитии.
2. Работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанников, развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь.
3. Работать над формированием познавательных способностей учеников через развитие психологических функций.
Воспитательные задачи:
1. Создание условий, направленных на развитие интереса к изучению предмета, сохранению жизни и здоровья учащихся.
2 . Развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках ситуации успеха для каждого воспитанника, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения использование занимательного материала.
3. Соблюдать здоровьесберегающие технологии через выполнение санитарно-гигиенических требований к предметному кабинету, учебному процессу, использование средств и приемов, направленных на исключение мышечного и зрительного переутомления.
Урок литературы в 5 инклюзивном классе
Организационный момент.
Ребята сидят в группах. Ника и Никита в одной группе.
Приветствие. Доброе утро, ребята! Ребята, посмотрите, какая красота за окном! Много поэтов восхищались красотой природы… А о каких поэтах мы говорили на прошлом уроке? Ф.И. Тютчева (о) и И.А. Бунина (н). Прежде чем поговорить о творчестве поэтом, давайте впомним, какую сложную судьбу они прожили. КЛАСТЕР (работа с карточками).
Афиширование.
Что общего у двух этих поэтов?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Сегодня я вас приглашаю в зимнюю сказку. Закройте глаза, представьте себе зимний лес… и тдСкажите шёпотом слово "зима" интонация!
- Какие чувства у вас возникли?
- Как бы произнёс эти слова человек, который не любит это время года?
- Как бы сказал эти слова человек, которому нравится зима?
Ребята, а какое бы название нашему сегодняшнему уроку вы дали?
Изображение природы в творчестве русских поэтов И.А. Бунина и Ф.И. Тютчева.
Какую цель мы перед собой поставим? Посмотреть, с помощью каких средств автор передает свое отношение к красоте природы.
Как добьемся ?Афиширование
Индуктор (введение в тему. Эмоциональный настрой)Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихотворения, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.
Давайте сейчас попробуем определить образные красочные определения, эпитеты, которые могли бы подойти к описанию зимы.
Называют эпитеты, я записываю на доске
лирическая загадочная
задумчивая нежная
печальная лёгкая
радостная танцевальная
бодрая задорная
спокойная волнующая
бурная весёлая
величавая плавная.
Суровая, морозная, сибирская, снежная…..
Вместе с поэтами мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки композитора Петра Ильича Чайковского (звучит отрывок из Времена года), демонстрируются фото зимнего леса.
Совпали ли наши представления зимы с музыкой, которую мы услышали?
Социализация
"Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит:" – НАДПИСЬ НА ДОСКЕ
- Прочитайте строки из стихотворения.
- Можете ли вы предположить, каким видится лес поэту?
- Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный.
Чтение стихотворения Тютчева учителем.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
- Какие чувства при чтении возникли в душе? (изумление, радость, восхищение, восторг, грусть, сожаление:)
Разрыв (несоответствие старого знания новому)
А сейчас я вам еще кое-что покажу . Пока смотрите, подумайте, а почему я вам показываю этот мультфильм?
Просмотр ролика «Заповедник». Обсуждение
Ребята, а все ли люди относятся одинаково хорошо, с восторгом к природе?
Из чего строят забор? С какой целью?
Афиширование.
Приходим к выводу, что не все люди берегут и получают наслаждение от природы. Некоторые видят в ней источник бесплатного дохода. ВРЕД ПРИРОДЕ! ОСУДИТЬ ТАКИХ ЛЮДЕЙ!!!!
Физминутка
Чтобы сохранить красоту природы, её животный и растительный мир, надо вести себя бережно по отношению к ней. Представьте себе, что мы на прогулке в лесу. Тихо встаём, чтобы не нарушать
покой природы. Я буду читать стихотворение, а вы будете заканчивать строки в рифму и делать движения
вместе со мной.
Прогуляемся мы в лес (идём)
На сосну медведь …….. (показываем руками)
Возле ёлки сидит волк,
От дождя он весь ……… (показываем руками)
Заяц скачет на опушку,
Наклонила ель ………… (показываем руками)
Пробежал в лесу олень,
Пёс присел в тени на …….. (садимся на стулья)Помните, что мы на прогулке в лесу? Тихо садитесь.
работа в группе ОВЗ
группа – получает задания:
Читают стихотворение полушепотом, про себя, определяют постановку пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза).
Дополняют текст образными словами и выражениями.
Волшебница-зима.
В лес пришла:::..зима. Сосны и ели она нарядила в::::..шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела :::.. шапки. На рябинку накинула:::. покрывало. Веточки берёз украшены ::.. инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ::..снег. ::::картина кругом!
3. Выполнить рисунок на тему: "Зима". Учащиеся рисуют на темном фоне зубной пастой зимние пейзажи.
4. с 132 отвечают на вопросы
что мы увидели у Тютчева? Картину зимнего леса. Красоту, счастье, восторг!!! Каждый поэт по-разному восхищается красотой природы.
Все ли одинаково восхищаются?
Так и для И. Бунина природа не просто пейзаж, а, скорее, главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.
Открыть стих-ние в уч-кеПрочитайте в группе стихотворение самостоятельно.
Понравилось ли вам стих-ние? Сколько героев в нем? Кто герои?
АВТОР, ОЛЕНЬ, СВОРА СОБАК, ОХОТНИК.
Определите тему стихотворения
О чем говорится в каждой строфе?
Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении И. Петренко
С каким настроение актер закончил стихотворение?
Радуетесь ли вы тому, что олень убежал?
Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
Какая самая тревожная часть?
Какая радостная, ликующая?
Исследовательская работа с текстом в группах:
Р.Т. с.4-5
1гр:
Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
Запишите значения слов Красота, Смерть.
Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?
(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)
2 гр.
Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
Запишите значения слов Красота, Смерть.
Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?
(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)
Афиширование результатов работы групп. Вывод.
Выразительное чтение стихотворений
Каждый. Сначала Тютчева!!
Мы подходим к самому важному. В чем основная идея стихотворения?
Его основная, неочевидная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.
Какая была цель нашего урока?
Получилось ли у авторов стихотворений предать чувства, которые они переживали при виде красоты?
У Тютчева мы ЛЮБУЕМСЯ ПРИРОДОЙ!
У Бунина Учимся ее БЕРЕЧЬ, ПЕРЕЖИВАЕМ ЗА НЕЕ.
Поэты передают нам образ красоты природы.
Но ведь мы не только читали, мы и слушали, мы и смотрели. А что вам понравилось больше?
Ника и Никита постарались передать красоту природы с помощью кистей и красок.
Афиширование.
Рефлексия, оценивание
Предлагаю ребятам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:
. - ровное, спокойное настроение
! - стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось
? - не почувствовали красоту стихотворения.
Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе.
Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом. Клеим их на доску.
Песня Самоцветы «Как прекрасен этот мир»
Так как это урок, мы должны оценить вашу работу.
Самооценка в группе С оценками!
Выставление оценок.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение,
нарисовать рисунок зимнего леса и подписать его цитатой из стихотворения.