Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС на тему Переходные и непереходные глаголы


Технологическая карта
урока русского языка в 6 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» г. Ульяновска
Бурмистровой Валентины Петровны
Тема урока: переходные и непереходные глаголы.
Класс: 6 класс.
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Личностные (Л):
- осознание эстетической ценности русского языка;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
2. Метапредметные:
А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного и художественного (образцового) текста), письмо (количество записанных слов на уроке ≈ 50), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);
Б) регулятивные (Р): включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятиями переходные и непереходные глаголы; развивать умение работать со словарём иностранных слов, выработать умение находить в словаре иностранных слов лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, оформленная доска (число, классная работа), учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения практической работы на этапе закрепления, словарь иностранных слов (+ толковый словарь под ред. А.П. Евгеньевой).

Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.
Структура урока
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). 3 мин.
2.Актуализация знаний. 12 мин.
2.1.Речеведческая работа с текстом.
2.2.Словарно-орфографическая работа.
2.3.Целеполагание.
3.Формирование новых знаний – изучение нового материала. 12 мин.
3.1.Самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).
3.2.Работа в парах (обучение в сотрудничестве).
4.Закрепление изученного. 7-10 мин.
4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная, парная).
5.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы детей. 2 -3 мин.
6.Задавание на дом. 2 мин.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
2.Актуализация знаний.
2.1.Речеведческая работа с текстом.
2.2.Словарно-орфографическая работа.
2.3.Целеполагание.
3.Формирование новых знаний – изучение нового материала.
3.1.Самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).
3.2.Работа в парах (обучение в сотрудничестве).
4.Закрепление изученного.
4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная, парная, групповая)
5.Подведение итогов. Рефлексия.
Оценивание работы детей.
6.Задавание на дом.
Приветственное слово учителя. Проверка готовности класса к уроку. Оформление рабочей тетради.
Когда я готовилась к нашему уроку, я нашла интересное стихотворение. Его автор – русская советская поэтесса Маргарита Алигер (фото на слайде 2).
Я хочу прочитать вам отрывок из этого стихотворения. Как вы думаете, на какие вопросы я попрошу вас ответить после его слушания?
Действительно, ваша задача – не только внимательно послушать произведение, но и определить его тему и идею, стиль.
Берёт японец ветку вишнив жемчужно-розовом цвету,срезает все, что видит лишним,что нарушает красоту.
И острый нож кромсает, мучитЖивую зелень, нежный цвет.Но он становится все лучше,неповторимый тот букет.
Итак, какова, по-вашему, тема этого произведения? (текст на слайде 2)
А идея?
Приходилось ли вам, для того чтобы получился необходимый результат, убирать все лишнее, что «нарушало красоту»?
Стиль? Докажите, что этот текст относится к художественному стилю.
Как вы думаете, о каком же именно искусстве создания букетов идёт речь в этом стихотворении? И где это искусство зародилось?
(На слайде 3) _к_бáна.
Для того чтобы определить правильное написание слова, куда мы обращаемся?
На руках у нас с вами словарь иностранных слов. Почему сегодня мы обращаемся именно к нему?
Запишите слово икебана в свои тетради.
Что же такое икебана?
Икебáна [япон. – «вторая жизнь цветов»]
1. Искусство составления букетов из живых или засушенных растений (первоначально распространённое в Японии).
2. Букет, составленный по правилам такого искусства.
(На слайде 2 картинка такого букета)
Ребята, запишите одно из определений слова икебана в свои тетради.
Придумайте и запишите в свои тетради 2-3 словосочетания со словом икебана (по желанию учащиеся могут составить предложения с данным словом).
Как вы понимаете, искусство икебаны давно уже вышло за пределы Японии, распространилось по всему миру, и даже некоторые люди занимаются им у себя дома в качестве увлечения.
А каким еще искусством можно заниматься дома?
(На слайдах 5-7 появляются картинки, попутно учащимися в тетради записываются словосочетания «глагол+сущ.»).
В записанных словосочетаниях обозначьте главное слово и укажите часть речи и падеж зависимого слова (слайд 8).
Что общего в значении всех этих глаголов? (Если необходимо, обращаемся к определению глагола: глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета).
Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы
называются переходными. Предположите, какова тема урока?
Зачем нам знать о переходности/непереходности глаголов?
Какие задачи нужно будет выполнить?
Что будем делать, чтобы достичь названных целей?
Откройте в учебнике соответствующий нашей теме параграф.
Найдите на с. 109 информацию о том, что же такое переходные и непереходные глаголы; обсудите полученную информацию в парах, сделайте вывод, опираясь на записанные ранее словосочетания (слайд 11).
Но существуют еще и особые случаи определения переходности глаголов, когда дополнение будет стоять не только в В.п. без предлога (слайд 12).
Обратимся к материалу для
самостоятельных наблюдений на с. 110. Что необходимо сделать?
Пожалуйста, в парах обсудите и выполните письменно задание, сделайте вывод.
Итак, как отличить переходные глаголы от непереходных?
К чему мы можем приступить теперь?
Раздаются карточки со стихотворением.
Придумайте задания к тексту (слайд 13).
Берет японец ветку вишнив жемчужно-розовом цвету,среза..т все, что вид...т лишним,что наруша...т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет.Но он становится все лучше,неповторимый тот букет.
Почему автор стихотворения использовал в тексте только переходные глаголы?
Учитель спрашивает ребят, все ли задачи, которые поставили вначале урока, выполнены. Чем запомнился урок? Был ли полезен урок?
§90, с. 109 – сообщение по памятке; с.111 - изучить теоретические сведения.
На выбор:
2. Упр. 528.
3*. Написать небольшое сочинение на тему «Искусство составления букетов», обозначьте переходные/непереходные глаголы.
Приветствие.
Готовятся к работе.
Слушаем варианты детей.
Искусство создания букетов.
Чтобы создать красивое, истинное произведение искусства, порой приходится убирать все лишнее, что «нарушает красоту».
Слушаем ответы ребят (при работе над сочинением…).
Художественный (эпитет: жемчужно-розовый цвет, нежный цвет; олицетворение: острый нож мучит живую зелень).
Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства - искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет.
К словарю.
Слово икебана заимствованное, значит, данный словарь поможет нам определить не только правильное написание слова, но и его лексическое значение.
Записывают слово в тетрадь, подчеркивают ошибкоопасные места, ставят ударение.
Один из учеников зачитывает определения, которые в свою очередь появляются на слайде (Словарная статья из толкового словаря под ред. А.П. Евгеньевой).
Записывают, например: икебана – букет, составленный из живых или засушенных растений.
Делать икебану, сделать икебану, создавать икебану, любоваться икебаной, поставить икебану на столик и т.п.
Фотографировать животных, писать картины, сочинять стихи.
Фотографировать животных (сущ., В.п.), писать картины (сущ., В.п.), сочинять стихи (сущ., В.п.).
Действие направлено на какой-то предмет (слайд 9).
Переходные и непереходные глаголы (слайд 10).
Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.
Обратимся к справочному материалу учебника, будем выполнять соответствующие упражнения.
Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.
Проанализировать словосочетания, определить падеж зависимого слова.
Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании;
при указании на часть целого.
Слушаем ответы учащихся.
На выбор:
1. Выписать слова, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.
2. Выписать предложение, расставляя пропущенные знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания.
 
Общее:
3. Выписать из текста словосочетания с главным словом глаголом; определить, переходными или непереходными являются глаголы.
Берёт ветку,
срезает всё,
нарушает красоту,
кромсает зелень (цвет),
мучит зелень (цвет).
Для того чтобы показать, как создаётся букет, последовательность действий
Обращение к слайду 16.
1. Рассказать о том, что такое переходные и непереходные глаголы, привести примеры.
2. Строить (что?) дом (В.п., пер.); помогать (кому?) маме (Д.п.,
непер.); не чувствовать (чего?) боли (Р.п., пер.) и т.д.
3. На уроке русского языка я узнал (а) (пер.) о таком искусстве составления букетов, как икебана. Оказывается (непер.), оно зародилось (непер.) в Японии. В переводе с японского языка слово икебана означает (пер.) «вторая жизнь цветов». Конечно, под этим подразумевается (непер.) жизнь цветов не в прямом смысле слова, а речь идёт о сохранении их красоты посредством создания из них великолепных букетов. В Японии принято дарить (пер.) такие букеты родным и друзьям как знак добрых пожеланий… Самоопределение, смыслообразование (Л);
выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К);
обращение к индивидуальному учебному опыту (П);
умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П);
извлечение необходимой информации (П);
целеполагание (П);
планирование учебного сотрудничества (К);
извлечение необходимой информации из текста (П); умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П);
работа в паре: общение и взаимодействие с партнёром (К);
выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
умение планировать предполагаемую деятельность с учётом отведённого времени (Р);
выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К);
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)
Берёт японец ветку вишнив жемчужно(?)розовом цвету,среза..т всё, что вид..т лишним,что наруша..т красоту.
И острый нож кромса..т муч..тЖивую зелень нежный цвет5.Но он становится всё лучше,неповторимый тот букет.
(М. Алигер)