Глаголы переходные и не переходные


МОУ Беловская СОШ
Урок – соревнование
по русскому языку
в 6 классе.
Тема:
«Глаголы переходные и непереходные»
lefttop
Учитель: Тяканова Любовь Васильевна.
Апрель . 2009 год
Тема: Глаголы переходные и непереходные.
Цель:1. В ходе соревнования повторить морфологические признаки глагола.
2.Познакомить с новым морфологическим признаком глагола – переходностью.
3.Поощрять активное участие в ходе урока.
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент. Объявить тип урока, разбить учащихся на 2 команды, равные по знаниям.
II.Цель: во время соревнования мы повторим постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
А) Ребята, назовите постоянные признаки глагола.
Б) Как определить вид глагола?
Задание 1.

1группа- выписывает глаголы СОВ. вида; 2группа- выписывает глаголы НЕСОВ. Вида.
Пылает, стеречь, приносит, прославиться, передают, растаяла, служат, разгорается, пылать, распилить, исследовать, сгрызть, пройтись, исправить, посвистеть, перебирать, услышали, колышется, славится, перебрать.
Проверка:

1 гр. – растаяла, прославиться, распилить, сгрызть, пройтись, исправить, посвистеть, услышали, перебрать.
2 гр.- пылает, стеречь, приносит, передают, исследовать, пылать, перебирать, славится, разгорается, колышется.
Задание 2. Определить спряжение глаголов и поставить эти глаголы в

1гр – 3 лицо, ед. ч. 2гр – 3 лицо, мн. ч.
Дыш…т, бре…т, вид…т, бор…тся, стел…т, измер…т,порт…т, се…т,терп…т, гон…тся, стро…т, меч…тся, завис…т, прос…тся,обид…т, наде…тся, верт…т, держ…т.
Проверка/устно по группам/.
Итог предварительный.
В) Назовите , ребята,непостоянные признаки глагола.
Задание 4

Из данных морфем выберите окончания глаголов:
-ут, -ыва, -ую, -ешь, -им, -ть, -ой, -ете, -ого, -чь, -ива, -ет, -ова.
Проверка.
На доске слова: ВИД, ВРЕМЯ, СПРЯЖЕНИЕ, ПЕРЕХОДНОСТЬ, ЛИЦО, ЧИСЛО, РОД.

Вопросы: 1) Какая часть речи спряталась за этими словами?
2)Какой из перечисленных признаков глагола вам неизвестен?
Подведение итогов соревнования.
Запись темы урока: ГЛАГОЛЫ ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ.

III. Объяснение нового материала.
с
ПЕТЬ ( Кого? Что?) ПЕСНЮ, РАЗЖЕЧЬ (Кого? Что?) КОСТЕР, ПИШУ ( Кого? Что?) СОЧИНЕНИЕ.
ЛЕЖИТ(на чем?) НА СТОЛЕ, ВХОДИТЬ (во что?) В ДОМ, ТЕЧЕТ ( из чего?) ИЗ КРАНА.
Вывод: Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимениями в винительном падеже без предлога, называются переходными.
IV.Закрепление.
А) Работа с учебником страница 191.
Б) Выписать словосочетания «глагол + существительное в вин .падеже.(комментировано)
В) Чтение правила на стр.192.
Г) Упражнение 475.(комментированно)
V. Словарная работа:

Маляр Штукатур
Объяснение лексического значения слов. Составление предложений с данными словами.(устно)
Упражнение 476.
Развитие речи: Написать сочинение – миниатюру на тему «Прогулка по весеннему лесу», используя слова: приятно, природа, преспокойно, пришли, приветливо, причудливо.
Домашнее задание: §82, упражнение 477.
Подведение итогов урока.