Статья Формирования духовно-нравственной культуры школьников посредством телекоммуникационных проектов


Формирования духовно-нравственной культуры школьников посредством телекоммуникационных проектов (из опыта работы)
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы  духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Учителю отводится приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в формировании нравственных качеств в усвоении нравственных норм и ценностных ориентаций.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей современного образовательного процесса, так как способствует достижению новых образовательных результатов, формирует у учащихся универсальные учебные действия.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими; у детей формируется отношение к компьютеру как к инструменту для обучения и самовыражения, вырабатываются умения и навыки самостоятельного поиска и сбора информации, ее анализа и оценки, что помогает реализовать разного рода проекты.
На портале "Школа" в 2014 году провела всероссийский телекоммуникационный познавательно-творческого проект "Пасха -праздник Светлого Христова Воскресения" для 1-6 классов (http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=1064).
Проект направлен на знакомство с традициями празднования праздника Пасхи. Для участия в проекте изначально зарегистрировалось  64 команды, на старт вышло 56 команд -  35 команд из Омской области, 18 команд из г. Омска, 3 команды из городов России: г. Новосибирска «Пасхальный сувенир», г. Екатеринбурга  «Лучики», Ханты-Мансийский округа, с. Цингалы «Благая весть», дошли до финиша проекта 47 команд, 335 участников.
На познавательном этапе командам необходимо было собрать информацию о традициях и обычаях встречи Пасхи на Руси, пополнить словарный запас по теме "Пасха". Предложила выполнить следующие задания: "Шифровальщик" - необходимо расшифровать было две фразы на тему "Пасха" с помощью столбцевой перестановки, составить своё аналогичное задание, представьте решение в виде таблицы. Заполнить тест «"Знаменитые храмы России", узнать по фотографиям знаменитые храмы России, определите название, место расположение, чем они знамениты. "Храмы на карте России", ребятам предложила отметить на карте местность, где участники проживают, написать название храма местности, добавить фото храма и пояснительный текст. Итоговым продуктом задания стала карта с метками храмов России. https://mapsengine.google.com/map/viewer?mid=znxahMiqwrI8.kN4DzZvsyfz4
В задании "Традиции светлой Пасхи" команды создавали коллективные электронные газеты на темы: "Традиции пасхи на Руси" и "Пасхальные традиции в моей семье". http://www.wikiwall.ru/wall/ea438089e5bd8d54f94d07ccbe72e31c/3470e1931aa70c11afe414841e5908cehttp://www.wikiwall.ru/wall/27ea92af9c2864f036e09d2dcddaad92/1f5cf69bab41ac026e486adaa525b4fa
В последнем заданием на данном этапе необходимо было ответить на вопросы теста "Пасхальной викторины". Данные задания расширили знания детей в области окружающего мира, основ народной и православной культуры, русского языка, развивали кругозор школьника.
На творческом этапе "Пасхальная радость" предложила три задание. В первом задании "Пасхальное лукошко" ребята должны были попробовать себя в роли химиков и художников, организовав исследовательскую деятельность "Определение натуральных красителей для окрашивания яиц" и творческую работу - выполнить роспись пасхального яйца. Итоговым продуктом проекта стало коллективное творчество участников проекта «Пасхальные яйца». https://docs.google.com/presentation/d/1rCsH8z952FizyCAye7fa93wcCWoesY56ttpv0rBKIJQ/edit?pli=1#slide=id.p
Во втором задании творческого этапа необходимо было поздравить участников команд пасхальной открыткой "Пасхальные мотивы". В третьем задании дети создали электронную коллекцию рецептов пасхальных блюд "Семейные пасхальные рецепты".
Процесс творчества способствует воспитанию в детях доброты, сопереживания, сочувствия окружающим, познания красоты, наслаждение ею, проявлению положительных эмоций, чувств, раскрытия богатства, разнообразия окружающего мира, воспитанию в детях душевной красоты, развитию нравственно-эстетических качеств и свойств личности.
Через телекоммуникационные познавательно-творческие проекты дети приобретают опыт, воспитывают духовные и нравственные ценности.

Список литературы
1.Клышко Ф.Б., Князькова Г.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе изучения традиций русского народа// официальный сайт "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/593374/ (дата обращения 09.03.2017г.)