Урок литературы в 11 классе по теме «Основные этапы биографии и особенности творчества А.А. Блока»


Урок литературы в 11 классе
по теме «Основные этапы биографии и особенности творчества А.А. Блока»
(обобщение изученного материала)

Цель урока: обобщить полученные сведения о биографии поэта; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; раскрыть особенности поэзии Блока; познакомить учащихся с литературной критикой на творчество Блока.
Оборудование урока: раздаточный материал в виде карточек на каждого ученика.
Методические приемы: индивидуальный опрос в письменной форме.

Структура урока:
Слово учителя
На протяжении нескольких уроков мы знакомились с основными этапами жизни и творчества Блока (в форме сообщений учителя, учеников, оформляя основные сведения в форме таблицы). На уроках мы пытались анализировать поэтические произведения поэта. После проведенного анализа мы останавливались на характерных особенностях поэтических произведения Блока. Напоминаем особенности блоковской лирики:
музыкальное звучание; важнейшие приемы-ассонансы («дыша духами и туманами»), повторы слов и словосочетаний, основанные на ассонансах, внутренние рифмы и полурифмы;
метафоричность поэтического языка, символика образов. Обыденные детали приобретают в его произведениях второй, скрытый смысл; слова вступают в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «беззвездная тоска», «трепет жизни бедной»; важное значение придается символике цвета: «белое» («светлое») - чистое, гармоничное; «синее» - звездное, недостижимое; «черное» , «лиловое» - тревожное, гибельное; «красное», «пурпурное» - цвета полнокровной жизни, страсти; «желтое» - цвет увядания, тления;
необычная ритмика: поэт отдает предпочтение свободным тоническим размерам (подчеркнутое «звучание» пауз в строке).

Первое задание, которое выполняют ученики, проверяет знание биографии поэта.

Внимательно прочитайте, найдите ошибки и исправьте их.
Каждый ученик работает самостоятельно над текстом, внося необходимые исправления. Учитель сам разрабатывает критерии, по которым оценивается работа (за определенное количество найденных и исправленных ошибок выставляется соответствующая отметка).

А.В. Блок родился в 1880 году в Москве, в дворянской профессорской семье. Отец поэта - профессор университета в Сорбонне, мать - переводчица, дочь ректора Московского университета А.Н.Букерова, жена - дочь знаменитого химика С.И.Менделеева, сам Блок окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, а каждое лето - в бекетовском имении под Петербургом Шахматово. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки. Несмотря на то что в семье никто не занимался литературным творчеством, Блок начал писать рано, еще в девятилетнем возрасте.
В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока - любовь к Л.Д.Менделеевой, женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами Н.Бердяева. Появляется первая книга стихов поэзии Блока - "Стихи о Прекрасной Женщине" (1904-1905). Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами старшего и младшего поколений - Мережковским, Брюсовым, Бальмонтом, Белым, Маяковским.
В 1911 году Блок подготовил к изданию "Собрание стихотворений", которое в письме к А.Белому назвал "трилогией обожествления". Сознанием неблагополучия проникнуты его стихи предреволюционной поры.
В 1916 году Блок был призван в армию, после Февральской революции он служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.
В первые месяцы после Октябрьской революции Блок создал поэмы "Одиннадцать"(1918), "Странники" (1918). Поэт приветствовал революцию. Поэт работал в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничал с издательством "Всемирная литература".
Блок до конца жизни был ярым сторонником революции. В последние годы он много работает на подъеме творческих сил.
Второе задание выполняется письменно в тетради по вариантам. При оценивании учитывается правильность определения авторства, убедительность аргументации, правильное, грамотное оформление работы. Критерии заранее разрабатываются учителем и вывешиваются ученикам для ознакомления.
2. Какое из приведенных ниже стихотворений принадлежит А. Блоку? Обоснуйте свою точку зрения.

ВАРИАНТ № 1

I
Полуночные образы реют,
Блещут искрами ярко впотьмах,
Но глаза различить не умеют,
Много ль их на тревожных крылах.

Полуночные образы стонут,
Как больной в утомительном сне,
И всплывают, и стонут, и тонут –
Но о чем это стонут оне?

Полуночные образы воют,
Как духов испугавшийся пес;
То нахлынут, то бездну откроют,
Как волна обнажает утес.
II
Снова ближе вечерние тени,
Ясный день догорает вдали.
Снова сонмы нездешних видений
Всколыхнулись – плывут – подошли.

Что же ты на великую встречу
Не вскрываешь своей глубины?
Или чуешь иного предтечу
Несомненной и близкой весны?

Чуть во мраке светильник завижу,
Поднимусь и, не глядя лечу.
Ты ж и в сумраке, милая, ближе
К неподвижному жизни ключу.






ВАРИАНТ № 2


I
Внемля зову жизни смутной,
Тайно плещущей во мне,
Мысли ложной и минутной
Не отдамся и во сне.
Жду волны – волны попутной
К лучезарной глубине.
Чуть слежу, склонив колени,
Взором кроток, сердцем тих,
Уплывающие тени
Средь видений, сновидений,
Голосов, миров иных.
II
Сядь у моря – жди погоды.
Отчего ж не ждать?
Будто воды, наши годы
Станут прибывать.

Поразвеет пыл горячий,
Проминет беда,
И под камень под лежачий
Потечет вода.

И отступится кручина,
Что свекровь стара,
Накидает мне пучина
Всякого добра.

Будто воды, наши годы
Станут прибывать.
Сядь у моря, жди погоды;
Отчего ж не ждать?


ВАРИАНТ № 3

I
Постой! здесь хорошо! Зубчатой и широкой
Каймою тень легла от сосен в лунный свет...
Какая тишина! Из-за горы высокой
Сюда и доступа мятежным звукам нет.

Я не пойду туда, где камень вероломный,
Скользя из-под пяты с отвесных берегов,
Летит на хрящ морской; где в море вал огромный
Придет и убежит в объятия валов.

Одна передо мной, под мирными звездами,
Ты здесь, царица чувств, властительница дум...
А там придет волна и грянет между нами...
Я не пойду туда: там вечный треск и шум!
II
Нет конца лесным тропинкам.
Только встретить до звезды
Чуть заметные следы...
Внемлет слух лесным былинкам.

Всюду ясная молва
Об утраченных и близких...
По верхушкам ёлок низких
Перелетные слова...

Не замечу ль по былинкам
Потаенного следа...
Вот она – зажглась звезда!
Нет конца лесным тропинкам.



ВАРИАНТ № 4


I
Не жди последнего ответа,
Его в сей жизни не найти.
Но ясно чует слух поэта
Далекий гул в своем пути.

Он приклонил с вниманьем ухо,
Он жадно внемлет, чутко ждет,
И донеслось уже до слуха:
Цветет, блаженствует, растет...

Все ближе – чаянье сильнее,
Но, ах! – волненья не снести...
И вещий падает, немея,
Заслыша близкий гул в пути.
II
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась - кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, все буйство прежних дней
С их радостью – все тише, все ясней
К последнему подходят новоселью.

Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.



ВАРИАНТ № 5


I
Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О, окрыли – и дай мне превозмочь
Весь этот тлен, бездушный и унылый!

Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море.

Мой дух, о ночь, как падший Серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.
II
Я недаром боялся открыть
В непогодную полночь окно.
Как и встарь, привелось отравить,
Что надеждою было полно.

Буду прежнею думой болеть
В непогодной полуночной мгле,
Но молитвенным миром гореть
И таиться на этой земле.

В непрестанной молитве моей
Под враждующей силой твоей?
Я хранилища мысли моей,
Утаю от людей и зверей.


Третье задание связано с умением аргументировано ответить на вопрос по поэме Блока «Двенадцать». Необходимо привлекать текст поэмы. Это задание выполняется письменно в тетради по вариантам. При оценивании учитывается умение ученика сформулировать конкретный ответ на вопрос, убедительность аргументации, правильное, грамотное оформление работы. Критерии заранее разрабатываются учителем и вывешиваются ученикам для ознакомления.
ВАРИАНТ № 1
Исследователь творчества А.Блока А.Горелов писал о поэме “Двенадцать”:
“Если мы обратимся к оголенному сюжету поэмы, получится нечто стандартно-тривиальное: убийство – из ревности – уличной потаскушки. Но этот случай уголовной хроники поднят на уровень исторической трагедии, ибо, волею поэта, отразил “бурю во всех морях”.
Согласны ли вы с такой трактовкой сюжета поэмы? Обоснуйте свою точку зрения.



ВАРИАНТ № 2
Исследователь творчества А.Блока А.Горелов писал о поэме “Двенадцать”:
“В разбеге поэмы, через сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел бы на спину бубновый туз, превратились в “рабочий народ”, в революционное звено народа”.
Согласны ли вы с такой интерпретацией поэмы? Обоснуйте свою точку зрения.



ВАРИАНТ № 3
Исследователь творчества А.Блока А.Горелов писал о поэме “Двенадцать”:
“В поэме “Двенадцать” мы присутствуем при самом процессе становления характеров людей под влиянием бурно изменяющейся действительности. Не только разыгравшаяся вьюга “на всем божьем свете” символизирует лёт времени, в противоположность неподвижности одного лишь буржуа, но все элементы поэмы находятся в стремительном движении”.
Согласны ли вы с такой интерпретацией поэмы? Обоснуйте свою точку зрения.



ВАРИАНТ № 4
Исследователь творчества А.Блока Л.Долгополов писал о поэме “Двенадцать”:
“Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в “Двенадцати”.
Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


ВАРИАНТ № 5
Исследователь творчества А.Блока Л.Долгополов писал о поэме “Двенадцать”:
“Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямом взаимодействии с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике”.
Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.
В конце урока работы сдаются на проверку. После осуществленной проверки каждый учащийся может получить три отметки (одну отметку за каждый вид работы).


Для выполнения работы дома можно предложить подобную письменную работу по всему творчеству Блока.

вариант № 1
Известный литературовед Л.Я. Гинзбург писала о лирике А.Блока:
«... строя свое лирическое я, он строил не психологическую целостность частной личности, но эпохальное сознание своего современника в полноте и многообразии его духовного опыта».
Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.


ВАРИАНТ № 2
Известный литературовед Л.Я. Гинзбург писала о лирике А.Блока:
«Стихи ... молодого Блока иносказательны (ветер, клочок неба, лазурь – все развеществлено). ... В них очень много любви и природы, но ни одно из них не написано о любви и природе – подобно стихам Фета или Полонского. У них другой предмет».
Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

ВАРИАНТ № 3
Известный литературовед Л.Я. Гинзбург писала о лирике А.Блока:
«... циклы второй книги фиксируют разные состояния души, взятые в синхронном разрезе, единое сознание, изображенное Блоком, – многогранно и противоречиво...»
Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

ВАРИАНТ № 4
Известный литературовед Л.Я. Гинзбург писала о лирике А.Блока:
«Человек Блока всегда соотнесен с общезначимыми ценностями или с их трагической утратой. В чередовании и пересечении этих планов – сюжет лирического романа, трилогии вочеловечения, как называл Блок три тома своих стихов».
Как вы понимаете слова исследователя, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

ВАРИАНТ № 5
Исследователь творчества А.Блока Е. Тагер писал:
«Драма человеческого поражения в итоге немощного “безверия”, опустошенности, потери “души”, утраты тех ценностей, которые единственно только и способны осветить мрак жизни, эта драма и определила в основном содержание блоковских стихов о “Страшном мире”».
Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.