Конспект урока по предмету Окружающий мир по теме Россия — страна лесов.


Проект урока по теме: «Россия – страна лесов» (окружающий мир)
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 30 им.Л.Л.АнтоновойНижегородского района г.Нижнего Новгорода
Борисычева Светлана Валентиновна
Квалификационная категория первая
Проект урока.
Учебный предмет: окружающий мир
УМК: «Гармония», О.Т.Поглазова «Окружающий мир», изд. «Ассоциация ХХI век», 2014 г.
Тема урока: Россия – страна лесов
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока: 1. Сформировать знания о климатических условиях зоны смешанных и широколиственных лесов, характерных растений и животных, занятиях людей и особенностях их быта в зоне лесов.
2. Продолжать развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление, учить выявлять причинно-следственные связи.
3.Развивать умение работать с текстом, таблицами, способность анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
4. Развивать умения обучающихся работать в микрогруппах.
5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: обучающиеся в ходе работы на уроке узнают о климатических условиях зоны лесов, характерных растений и животных, занятиях людей и особенностях их быта в зоне лесов.
Продолжат развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление, будут учиться выявлять причинно-следственные связи.
Продолжат развивать умение работать с текстом, таблицами, способность анализировать,обобщать и систематизировать полученные знания.
Будут развивать умения обучающихся работать в микрогруппах и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, слайды с изображением картин И.И.Левитана, схемой построения синквейна, карта природных зон, таблица «Животные и растения леса», гербарии,учебник «Окружающий мир»
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся знакомы с понятием «природные зоны», умеют работать с картой, имеют жизненный опыт, обучающиеся имеют опыт работы в группах и знакомы с технологией развития критического мышления.
Этапы урока и хронометраж:
Организационный этап. 2 мин.
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности у обучающихся. 3 мин.
Актуализация знаний. 7 мин.
Усвоение новых знаний. 15 мин.
Проверка понимания новых знаний. 10 мин.
Закрепление изученного. 5 мин.
Подведение итогов занятия. 3 мин.
Содержание урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяТеоретическое обоснование формируемые УУД
Организационный этап.
- Сегодня нам предстоит работать в группах. Каждый ряд делится на группы по 6 человек, сядьте так, чтобы вам было удобно работать. Рассаживаются по группам. Коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества)
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности у обучающихся.
- Посмотрите, пожалуйста на карту. Что мы видим?
- На какие природные зоны разделена территория России? Покажите их.
- Почему на территории нашей страны несколько природных зон? Чем они различаются?
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живем? Покажите ее на карте.
- Правильно.
- Как вы думаете, о чем мы будем вести речь на уроке? - Природные зоны.
Обучающиеся называют и показывают природные зоны.
- Россия занимает большую территорию, в каждой зоне свой климат, растительный и животный мир…
- В зоне смешанных и широколиственных лесов.
Показывают на карте зону лесов.
- Мы будем изучать зону лесов. Предметные результаты
Регулятивные УУД (целеполагание)
Актуализация знаний.
- Поскольку мы жители этой природной зоны, давайте проверим, что мы знаем. У вас в группах есть листы бумаги, на которых вы кратко запишите, все, что вы знаете о зоне лесов. Как нам удобнее будет оформить наши знания?
- Сейчас даю вам 7 минут, чтобы каждая команда создала свой кластер, в начале урока мы говорили о природных зонах, это может вам помочь для составления кластера, а также перед вами гербарии, таблицы «Растения леса» и «Животные леса», которыми вы можете пользоваться. Приступаем к работе, не забываем о времени.
- Заканчиваем. Теперь каждая группа представляет нам результат своей работы, а я, пользуясь вашими ответами, составлю общий кластер. - В виде таблицы
- В виде кластера.
Обучающиеся в группах создают кластеры.
На доске, используя ответы микрогрупп, создается общий кластер:
Зона лесов:
Место расположения (конкретизация)
Климат (конкретно)
Растительный мир (конкретные примеры)
Животный мир (конкретные примеры)
Деятельность человека (примеры)
Экологические проблемы Познавательные УУД (анализ, классификация)
Регулятивные УУД (формирование действия контроля)
Коммуникативные (совместная работа, обсуждение проблем в микрогруппе)
Предметные достижения (новые знания о зоне лесов)
Усвоение новых знаний.
-У нас с вами получился такой кластер.. -Как вы считаете, по всей зоне леса одинаковый климат, животные, растения?
-А где мы можем узнать новые сведения?

-Сейчас вы будете читать текст учебника самостоятельно, но не просто читать, а делать пометки («Маркировка текста»):+ знаю, ! новое, ? хочу узнать подробнее, - не согласен. После работы с текстом, возвратитесь к вашим кластерам, если понадобиться внесите в них изменения. - Нет, зона лесов занимает большую площадь (разная освещенность, поэтому климат, растительный и животный мир на севере и юге зоны будет различаться).
- В учебнике, книгах, из фильмов…
Выборочное чтение с пометками.(индивидуальная работа) Познавательные УУД(построение рассуждения, доказательство, анализ, классификация)
Коммуникативно-речевые умения (работа с текстом)
Регулятивные УУД (действие контроля)
Проверка понимания новых знаний.
- Чтобы смогли высказаться все команды, каждая команда уточняет сведения по одному направлению. Другие команды внимательно слушают выступление, могут добавить что-то свое или задать уточняющий вопрос.
Чтобы было легче, вы можете воспользоваться планом:
Встретились вам, известные факты об этой зоне?
А что же нового интересного вы узнали?
Есть то, о чем бы вы хотели узнать побольше?
(Учитель ,слушая ответы ребят, уточняющими вопросами приводит их к выводу: Какое главное отличие наших лесов? Благоприятен ли климат для жизни растений и животных? Разнообразен ли животный и растительный мир, как животные и растения приспособились к жизни в данной зоне? Что у них общего? Какие экологические проблемы в данной зоне…)Ответы по группам
- Уточнение кластера.
- Леса имеют ярусность. Растительный мир, широк и разнообразен, т.к. климат в этой зоне благоприятен.
-Животный мир тоже разнообразен, т.к. животным есть чем питаться и где прятаться.
- К сожалению имеются экологические проблемы: истребляют животных и растения, горят леса, загрязняют реки… Познавательные УУД (классификация, рассуждения, выдвижение гипотез, их доказательства)
Регулятивные УУД (действия контроля)
Коммуникативные УУД (умение выражать мысли в соответствии с задачами задания, слушать и вступать в диалог, взаимообучение)
Личностные (воспитание любви, гордости к родному краю, бережного отношения к природе)
Закрепление изученного- Сегодня мы с вами говорим о природной зоне, в которой мы живем – о нашей Родине. Мы еще раз убедились, какая она богатая, красивая, но очень ранимая. Все поэты посвящали ей стихи, художники запечатлели в своих полотнах. Давайте и мы попробуем написать «стихи» о природе нашего края. Чтобы создать нужное настроение, посмотрите, как изобразил родную природу И.И.Левитан, с какой любовью к родине.(репродукции картин Левитана), Составим синквейн. Работаем в группах , сиквейн, а можете составить каждый свой, а затем выбрать лучший. вы можете составить общий. (слайд со схемой построения сиквейна) Ребята зачитывают свои варианты сиквейна.
Личностные достижения (воспитания любви к Родине)
Коммуникативные УУД (совместное выполнение задания в микрогруппе)
Подведение итогов занятия.
-А теперь я прошу вас оценить работу на уроке. Сначала каждый оценит свою работу , закрасив на «линейке» - сколько новых знаний вы узнали и как вы работали на уроке, а затем группа оценит работу каждого, и вы сравните результаты оценивания.
- Домашнее задание: заполнить таблицу зон в рабочей тетради. Учащиеся оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей по группе. Регулятивное УУД (самооценка и взаимооценка)