статья о проблемах межличностных отношений в начальных классах

Формирование положительных межличностных отношений: в союзе с психологией.
Хитрук Елена Владимирвна,
учитель начальных классов ШЛ № 27
г.Астана

Проработав в школе более 10 лет, я впервые столкнулась с проблемой межличностных отношений ребят класса на втором году обучения. Как же я могу воспитать их добрыми, сострадательными, понимающими, умеющими жить в коллективе людьми?
Доктора начинают лечение с диагностики, обследования, а я обратилось за помощью к психологии. Оказалось, что одна из острых проблем современной начальной школы – формирование положительного отношения ученика к себе, к значимым для него окружающим людям – одноклассникам, учителю. Ведь именно от того, насколько ребёнок позитивно относится к себе, будет зависеть успешность его отношений с другими, с миром.
Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому, мы, учителя, во многом ответственны за её формирование.
Я использовала разработанную психологами методику «Лесенка», которая эффективно применяется мною с целью изучения самооценки учеников.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Я использовала групповой, так как он позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки учеников. Ниже я кратко опишу технологию проведения методики «Лесенка».
Учебные материалы: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка; на доске нарисована лесенка.
Инструкция:

1.«Ребята, возьмите ручку и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя её номера) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвёртую) – ни хорошие ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2.Повторить инструкцию ещё раз.
3.Поблагодарить ребят за работу.



Интерпретация результатов:
1




2





3






4







5







6








7


Ступенька 1 – завышенная самооценка
Ступенька 2,3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступенька 5,6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Пояснение психологов: Все ступеньки имеют одинаковый размер, кроме четвёртой. Важно, чтобы именно четвёртая ступенька была длиннее, чем все остальные, так как самооценка выше неё считается психологической нормой для ребёнка младшего школьного возраста, а ниже – же повод для беспокойства психолога и\или педагога. На бланке ребёнка лесенка даётся без цифр.
Все ответы занесла в таблицу:

№ п\п
имя ученика
1
2
3
4
5
6
7

1.Даурен

+






2. Даут


+





..








Всего
6
8
5
5
1
0
0


Каковы же были результаты моего исследования? Оказалось, что из 25 опрошенных учеников моего класса шестеро имеют завышенную самооценку, 13 – адекватную, 5 – заниженную и один – низкую. О чём это говорит?
Завышенная самооценка чаще всего
·