Программа по оптимизации межличностных отношений детей дошкольного возраста


Программа по оптимизации межличностных отношений детей дошкольного возраста
Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.
Благоприятные отношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие к возникновению чувства неполноценности и подавленности, а иногда к агрессивности.
Полученными данными продиктована необходимость создания программы по оптимизации межличностных отношений для детей старшего дошкольного возраста. Основой для программы послужило методическое пособие Е. А. Алябьевой « Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста».
Цель программы: оптимизация благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1.Формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
2. Воспитание интереса к окружающим сверстникам, развитие умения чувствовать и понимать другого.
3. Развитие умения эмоционально выражать свои чувства.
4. Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
5. Развитие творческих способностей и воображения, любознательности и наблюдательности.
6. Развитие способности к индивидуальному самовыражению детей.
7. Сплочение детского коллектива.
Используемые средства:
- развивающие игры;
- игры на интенсивное физическое взаимодействие;
- работа в парах;
- игры – беседы;
- упражнения – этюды.
Программа состоит из 16 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 – 30 минут.
Занятие 1.
1.Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
2.  Упражнение «Как меня зовут».
Дети называют своё имя: краткое, полное, самое любимое. (За основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»).
3.  Пластический этюд «Солнышко». От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
4. Игра «Дотронься до…».
Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!»
Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
4.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 2.
1.Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
2.  Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирают не более двух детей.
3.  Игра «Найди друга».
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
4.  Игра «Мяч в руки».
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей» .Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 3.
1.Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
2.  Беседа «Как можно пожалеть».
Можно ввести игровой персонаж.
Дети, вам всегда бывает весело? Иногда вам бывает плохо, вас кто – то обидел, вы ушиблись и наверно хочется, чтобы вас кто – нибудь пожалел. Так и другому ребёнку или взрослому, когда ему плохо хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.
Как вас жалеет мама?
Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
Что можно сделать?
Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестрёнка или братик ушиблись? Если кошка, собака заболели?
Из – за чего человеку может быть плохо?
Во всех случаях вы будете жалеть одинаково?
Даже , если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.
Поступайте так, как хотелось, чтобы поступали с вами.
Делайте добро людям и оно вернётся к вам.
3.  Этюды на выражение страдания и печали:
- «Ой-ой, живот болит!» Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем. Том и Тим.
Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.
Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.
4.  Этюд «Я так устал».
Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал…»
Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой – помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 4.
1.  Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
2.  Игра – беседа «Бездомному всегда плохо».
Вчера на улице мы видели бродячего щенка. У него нет хозяина. Никто его не приласкает, не накормит. В дождь и снег он на улице один.
Жалко тебе? Как ему помочь?
Представь себя на его месте. Почему он очутился на улице? Как ты думаешь, правильно поступают те, кто заводит животных, а потом бросает их на улице? Почему так случается?
Что ты посоветовал бы людям, чтобы в городе не было бездомных животных? Что для них можно сделать? Что должен знать каждый человек, покупая собаку, кошку, попугайчика и других животных?
Где бы ты жил, если бы тебя выгнали из дома?
О чём бы ты мечтал в дождливый, морозный день?
Что бы ты чувствовал, если бы тебя ударили, выгнали из тёплого подъезда на мороз?
Как бы ты поблагодарил человека, который бы накормил тебя?
У тебя есть друзья? Кто они?
Что бы ты чувствовал, сидя на тротуаре, когда мимо проходили бы тысячи людей, и не один не обратил на тебя внимание?
О чём ты думаешь ночью, когда остаёшься один во дворе?
Что ты чувствуешь, когда тебе говорят добрые слова, гладят, играют с тобой? А когда тебя ругают?
Бездомные собаки часто болеют, нападают на людей, поэтому их отлавливают и уничтожают. Это справедливо? Что бы ты сказал об этом людям?
На твоё счастье нашёлся человек, который взял тебя домой, отмыл, накормил, приласкал. О чём ты думал лёжа на мягком коврике? Что бы ты пожелал собакам у которых нет хозяина?
Давай покормим того щенка, которого мы видели?
Никогда не жалей куска хлеба для бездомных животных, не обижай их, они и так обижены. Расскажи об ответственности, которую несут люди, купившие или взявшие себе животное. Они не игрушки. Они живые.
3.  Этюд «Спаси птенца».
Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:
- Представь, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!
4. Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 5.
1.  Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
2.  Сказка «Маша и сандалики».
В одном детском садике жили сандалики. Они были очень красивые, мягкие, удобные, розового цвета с белыми бантиками. Как ни странно, но эти сандалики не нравились их хозяйке Маше. Ей всегда хотелось сандалики на липучках, точно такие же как у её подружки Светы. Маше никак не хотелось носить их. И однажды вечером перед выходом на прогулку, она со злостью закинула их под шкафчик.
Обидно стало сандаликам и решили они уйти от Маши куда глаза глядят. Долго ли, коротко ли шли сандалики, вдруг подул сильный ветер и начался дождь. От сырости отклеился и потерялся один бантик. Бедные сандалики промокли и простудились.
Тогда они решили попроситься в другой детский сад. Когда они переходили улицу, на них чуть ни наехала большая грузовая машина. Простуженные и испуганные сандалики добрались до здания детского сада. Как ни стучались они в дверь, никто их так и не услышал.
А тем временем, Машино желание сбылось: мама купила сандалики с липучками. Весь день Маша ходила и хвасталась сандаликами.
Но к вечеру Маша так сильно растёрла ногу сандаликами, что не могла в них сделать больше ни шагу. И тут она вспомнила свои мягкие и удобные сандалики, которые забросила под шкафчик.
- Их нет,- прошептала Маша.
Она никак не могла понять, куда делись сандалики. Она точно помнила, что несколько дней назад забросила их именно сюда. И Маша поняла, что сильно обидела их и что они, наверно, ушли от неё и больше никогда не вернутся, и ещё она подумала о том, что ей придётся носить вот эти сандалики на липучках, которые ей будут натирать ногу.
У Маши выступили слёзы:
-Сандалики, милые, прошу вас, вернитесь. Мне без вас плохо. Я обещаю, что никогда не буду вас обижать.
И только она произнесла эти слова, увидела перед собой свои сандалики.
Вечером она отнесла их домой, аккуратно протёрла тряпочкой, высушила и приклеила к ним красивые беленькие бантики. И они теперь стали, как
новенькие.
3.  Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.
После знакомства со сказкой воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
Опишите Машу. Какая она?
Почему сандалики ушли от Маши?
Как ты относишься к своим сандаликам?
Почему сандалики вернулись?
Что Маша сделала с сандаликами, когда они вернулись?
Как бы ты поступил, если бы такая история приключилась с тобой?
4.  Этюд «Глаза в глаза».
Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Воспитатель предлагает:
- Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»
Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 6.
1.Ритуал начала занятия «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. » Стук-шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д.
2.  Беседа «Как можно понять настроение человека?».
1. У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
Всегда у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются.
2.Почему бывает так грустно?
- Если тебе грустно, как ты себя ведёшь?
- А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как ты это заметишь?
- Каким бывает лицо у такого человека?
- Как вы можете поднять настроение?
- Как можно спросить о причине плохого настроения?
- Если человеку просто хочется побыть одному?
- Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?
- Как погода действует на настроение человека?
- если в доме гости, все весёлые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
- Давай возьмёмся за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.
Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять душевное настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым и наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему.
Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.
3.  Игра «На что похоже настроение?»
Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном, голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.
Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
4.  Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 7.
1. Ритуал начала занятия« Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. » Стук-шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д.
2. Игра – беседа «Представь себе, что ты паучок».
Игра – беседа проводится после наблюдения за местом обитания, особенностями поведения паука.
Воспитатель предлагает ребёнку вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что его боялись и считали некрасивым.
Помнишь, как мы наблюдали за жизнью паучка, а Маша хотела его раздавить. Давай подумаем, почему я ей не разрешила это сделать. Что ты знаешь о паучке?
Давай с тобой поиграем. Представь, что ты маленький паучок. У тебя восемь ножек и ты, ловко перебирая ими, ползёшь по травинкам и даже по ровной стене. А ещё ты умеешь плести паутину. Она у тебя лёгкая, ажурная, воздушная, как кружево. Иногда на неё падают капельки росы и блестят на солнце. Тогда твоя паутинка становится ещё красивее. Твоя паутинка расположена в тихом и уютном месте. Ты можешь раскачиваться на ней, когда дует лёгкий ветерок.
Что ты можешь рассказать о себе, паучок?
С кем из насекомых ты дружишь?
Когда в твою паутину попадаются другие насекомые – это хорошо или плохо?
А если бы никто не попадался в твою паутину, что было бы с тобой?
Как ты думаешь, если бы тебя и других паучков не было на Земле, что – нибудь бы изменилось?
Кого ты боишься?
Как ты относишься к тому, что многие люди тебя боятся и не любят?
Что ты чувствуешь, когда твою паутинку смахивают веником?
В каком месте ты будешь плести свою паутинку?
О чём мечтаешь, когда отдыхаешь на ней?
Ты знаешь, что люди бывают красивые и некрасивые. Ты же не будешь обижать и убивать некрасивых людей, они ведь не виноваты в том, что такими родились. Так и живущие на Земле насекомые, бывают красивые и некрасивые. Мне кажется, что каждый красив по – своему, нужно только внимательно присмотреться. Да и нет на Земле бесполезных животных.
Ты посмотрел на мир глазами паучка. Теперь я думаю, ты никогда не убьёшь и никому не позволишь уничтожать паучков.
3. Игра «Солнечный зайчик».
Воспитатель говорит, что дети-паучки любят солнышко, как детки:
- Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вот и появился друг у паучков.
4. Подвижная игра «Паутинка».
Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину – путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.
5.  Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие 8.
1.  Ритуал начала занятия« Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе! » Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. » Стук-шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д.
2.  Сказка «Пес Барбос».
Жил был мальчик Вова. Он очень любил играть. У него было много игрушечных друзей. Самым любимым среди них был плюшевый ушастый пёс Барбос. Мальчик целыми днями играл со своими игрушками, но был к сожалению ленивым и не убирал их на место. Они оставались лежать на полу, хотя у каждой игрушки своё место, где они должны были спать ночью.
Однажды в такую ночь псу Барбосу стало очень грустно. Он думал, что Вова наверно не любит его. И он решил уйти из дому и найти нового хозяина. Утром Вова проснулся и не увидел любимого Барбоса.
Почему же он ушёл от меня? Ведь я его очень люблю, - расстроился мальчик, - я его обязательно должен найти.
И он отправился в сказочную страну, где жили все потерянные игрушки.
Вова не знал туда дороги, но шёл прямо и надеялся, что найдёт её. И вот он увидел красивый дом, мальчик не испугался и вошёл в него. Это был дом волшебника, у которого жили потерянные игрушки. Вова спросил не знает ли волшебник, где его пёс Барбос.
- Да, он живёт у меня,- ответил добрый маг.
- А вы не смогли бы вернуть его мне?
- Я верну его тебе, но ты должен пожить у меня и выполнить моё поручение. И если ты поймёшь, почему от тебя ушёл твой пёс, то он вернётся к тебе, а если нет, то его больше не увидишь у себя дома.
Это были последние слова волшебника. Как только он их произнёс, сразу исчез. А поручение мальчику было такое: три дня прожить в доме и каждый день наводить порядок среди игрушек. Вове не очень понравилось предложение волшебника, потому что он был ленив, но ему очень хотелось любимого Барбоса домой, и он согласился. Вова жил у волшебника три дня и очень аккуратно обращался с игрушками, убирал их на место. Каждый день он вспоминал любимого пёсика, которого не было среди игрушек. Вова понял, почему им нравиться жить в сказочном царстве – да потому, что их всегда убирают на место, они возвращаются в свои уютные дома, ведь никто не может жить без дома. Видно и Барбосу у волшебника лучше живётся. И Вова дал слово, что всегда будет убирать игрушки на место, чтобы никто больше не ушёл от него.
Когда пришёл срок в доме появился добрый хозяин.
- Ты хорошо выполнил моё желание и осознал свою ошибку, и за это я выполню твоё желание.
С этими словами перед мальчиком появился любимый пёс. Они друг другу очень обрадовались. В награду за хорошее выполнение его поручения волшебник подарил Вове новую игрушку – заводного зайчика. Мальчик поблагодарил его за подарок. Волшебник произнёс магические слова, и Вова с Барбосом оказались дома.
С тех пор Вова не ленится и убирает игрушки на место. А игрушки ещё больше полюбили своего хозяина за то, что он стал таким внимательным и аккуратным.
3.  Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.
4.  Этюд «Сломанная кукла».
Воспитатель говорит, что иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Предлагает детям изобразить куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, предлагает потрясти всеми разломанными частями одновременно.
- А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соединяйте голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все. Куклу починили сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!
5. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие 9.
1.  Ритуал начала занятия« Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе! » Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. » Стук-шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д.
2. Пластический этюд «Солнышко».
От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.
3.  Игра – беседа «Представь себя облачком, плывущим по небу».
Мне так понравилось наблюдать за облаками! Какие они красивые! Когда я за ними наблюдаю, мне кажется, что я попадаю в сказочную страну. Жалко только поговорить с облаками нельзя, Они бы рассказали о своих путешествиях. Давай ты станешь облачком? У тебя белоснежное воздушное платье. Оно меняет свой цвет в зависимости от освещения. Когда светит солнышко, оно становится золотистым, когда заря освещает его, оно становится розовым, а заход солнца окрашивает его даже в красный цвет.
Где ты летало облачко? Что видело интересного? С кем ты познакомилось?
И тебе нравится смотреть сверху?
Что тебя огорчает внизу?
Что бывает, когда ты ссоришься с другими облаками?
Какой формы ты бываешь?
Можно узнать погоду по твоей форме?
В какие игры ты любишь играть? С кем?
Тебе нравится отдыхать на самой высокой горе?
Легко ли тебе дышится над городом? Деревней? Лесом? Морем?
Тебе не мешают самолёты, птицы? Как ты к ним относишься?
Спасибо, облачко. Может мы когда – нибудь прилетим к тебе в гости на самолёте, вертолёте, дельтаплане или волшебном ковре – самолёте.
4.  Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений.
5.  Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие 10.
1.  Ритуал начала занятия« Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе! » Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. » Стук-шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д.
2. Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Надо научиться помогать себе.
 Упражнение «Возьми себя в руки».
Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого-то стукнуть, что-то кинуть. Есть очень простой способ доказать свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки сильно к груди - это поза выдержанного человека.
Упражнение «Врасти в землю».
Попробуйте сильно- сильно надавить пятками на пол, руки сожмите в кулачки, крепко сцепите зубы. Вы- могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека.
Упражнение «Сбрось усталость».
Встаньте, расставьте широко ноги, нагните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот. Слегка покачайтесь в стороны, вперёд, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули усталость, чуть – чуть осталось, повторите ещё.
Упражнение «Стойкий солдатик».
Когда вы сильно возбуждены и не можете взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую согните в колене, руки опустите по швам. Вы стойкий оловянные солдатики на посту, честно несёте свою службу.
Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите пристальнее. Молодцы! Вы настоящие защитники!
Упражнение «Торт».
Воспитатель говорит, что дети очень старались, и поэтому он хочет угостить их тортом.
Одному ребёнку он предлагает лечь на коврик.
- Сейчас мы будем делать торт.
Каждый ребёнок представляет собой одну из составных частей: муку, сахар, молоко, масло и т. д. Воспитатель – повар.
Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и поглаживая его.
Нужно молоко - «молоко» разливается руками по телу лежащего, поглаживая его.
Необходим сахар. Он «посыпает» тело лежащего, и немного соли – чуть – чуть. «Соль» нежно прикасается к голове, рукам, ногам.
Повар « замешивает» тесто, хорошенько разминая его.
А теперь тесто кладётся в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все дети, изображающие составляющие тоже дышат, как тесто.
Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый надо украсить его цветами. Все участники прикасаясь к «торту» дарят ему свой «цветок», описывая его.
- Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого кусочком торта (упражнение должно проходить весело).
3.  Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие 11.
1.  Ритуал начала занятия« Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе! » Вдох- все делают шаг вперёд, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. » Стук-шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д.
2.  Воспитатель говорит о том, что в прошлый раз дети учились сдерживать себя и расслабляться, а сегодня она научит их снимать усталость, заряжать себя активностью, бодростью.
Упражнение «Заряд бодрости».
Воспитатель предлагает детям сесть свободно, вытянуть руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.
- Возьмите ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте свои ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» - 10 раз в одну сторону и 10 в другую. Прижимайте слегка. А теперь опустите руки. Стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Сильно нажимать не надо. Стряхните ладошки.
Соберите пальцы рук в горсточку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Нажимайте не очень сильно. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!
Упражнение «Дыши и думай красиво».
Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните и мысленно (про себя) скажите: «Я – лев», - выдохните; вдохните, скажите: «Я – птица», - выдохните, вдохните, скажите: «Я – камень», - выдохните; вдохните, скажите: «Я – цветок», - выдохните; вдохните, скажите: «Я – спокоен», - выдохните. И вы действительно успокоитесь.
Упражнение «Очки».
Воспитатель объясняет, как делать указательными пальцами лёгкие массирующие движения от переносицы под глазами, по шее вниз до впадины внизу шеи(6-10 раз).
Упражнение «Усы».
Воспитатель объясняет, как делать лёгкие массирующие движения двумя указательными пальцами рук от над губной впадины вдоль губ, вниз по шее до впадинки внизу шеи (6 – 10 раз).
Упражнение «Губы».
Указательными и средними пальцами массируйте легко область над губами и под губами(6 – 10 раз).
Упражнение «Бородка».
Щипком пальцев руки массируется легко подбородок(6 – 10 раз).
3.  Детям предлагается отдохнуть и поучиться управлять своим телом.
Танцующие встают в круг. Звучит ритмическая музыка. Воспитатель показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме (осторожно!). Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движение рук в локтях, затем в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленами.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова, плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни.
В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
4. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики».
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие 12.
1.Ритуал начала занятия «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент говорит: « Спасибо, очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или сказать что – то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2.  Коллективная работа «Чудо - рисунок».
Воспитатель предлагает детям составить по желанию животное, портрет, человека, город и т.п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.
3.  Коллективное танцевальное движение.
Воспитатель предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.
4.  Игра «Поезд» - изменение ритма движения вслед за водящим, ходьба в ногу, изменение направления движения.
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя на ковре, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 13.
1.  Ритуал начала занятия «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент говорит: « Спасибо, очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или сказать что – то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2. Коллективная работа «Чудо - рисунок».
Воспитатель предлагает детям составить по желанию животное, портрет, человека, город и т.п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.
2.Рассказывание сказки «Жадный кармашек»».
На платьице у Алёнки жил – был жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что - то клали, и не нравилось, когда вынимали.
По его мнению Алёнка была совсем не бережливая: то отдаст кому –нибудь свою игрушку, то поделится чем – нибудь вкусненьким. «Лучше бы всё это в кармашек клала», - думал он. Вот и стал девочке нашёптывать: «Ты братишке дала своего зайчика, а он тебе взамен ничего не дал. Подружке конфетку отдала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в кармашек прячь!»
Алёнка была хорошей девочкой очень послушной. Вот и послушалась она своего кармашка, и стала делать, как он ей советовал. И стал он толстеть и толстеть, потому что в нём лежало много всяких вещей, но ему всё было мало. Он непременно хотел какие – нибудь необыкновенные сокровища.
А у Алёнкиной мамы были красивые бусы. И вот, когда мамы не было дома, он уговорил девочку достать их, и спрятать в него. Алёнка подошла к шкафу, подставила стул, на него табуретку и залезла на самую верхнюю полку. Достала девочка бусы – большие, длинные, красивые. Но они не захотели помещаться в кармане, он был для них слишком мал.
Кармашек растянулся немного, и несколько бусин вошло в него, потом он растянулся ещё, затрещал и порвался. Из него посыпались бусы, конфеты, яблоко, зайчик и ещё много – много всего.
Алёнка очень расстроилась. И решила больше не слушаться советов жадных кармашков.
А мама пришла домой, отпорола кармашек и на его место пришила красивый шёлковый цветочек.
2.В гости к детям пришла сказка, которая живёт в кармане у каждого ребёнка (воспитатель неожиданно находит у себя в кармане звёздочку, блёсточку …).
3.  Беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным»
4.  Упражнение – тренинг «Как бы ты разделил игрушки?»
Каждому ребёнку предлагается 5 красивых игрушек, их надо разделить:
- себе и другу;
- себе и другим детям;
- себе и сестре или брату;
Как ты будешь делить? Как Карабас Барабас или Буратино?
Использование похвалы (положительные и отрицательные герои) предвосхищающей оценки жадным детям.
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя на ковре, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 14.
1.  Ритуал начала занятия «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент говорит: « Спасибо, очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или сказать что – то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2. Игра «Встреча настроений».
Воспитатель раскладывает две группы карточек с изображением эмоций (пиктограммы) и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится и та, которая неприятна. Воспитатель изображает «хорошую», а ребёнок «плохую», затем меняются группами карточек. Идёт обсуждение, как можно помирить эмоции.
3. Детям предлагается набор фотографий или иллюстраций с изображениями людей с разным настроением. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением настроения мамы, папы, друга. Выбор обсуждается.
4.  Игра «Тренируем эмоции».
Воспитатель просит детей:
- Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница.
- Улыбнутся, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребёнок; будто ты увидел чудо.
- Позлиться, как ребёнок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого толкнули.
-Испугаться, как ребёнок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котёнок на которого лает собака.
- Устать, как папа после работы; человек, поднявший тяжёлый груз; муравей, притащивший большую веточку.
- Отдохнуть, как ребёнок, который много потрудился, но помог маме; лошадь, которая привезла большой груз; мама после работы(выбрать варианты).
6.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя на ковре, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 15.
1.  Ритуал начала занятия «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент говорит: « Спасибо, очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или сказать что – то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2. Беседа «Как можно назвать человека по имени».
1.Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чём - то спорили и называли друг друга некрасиво – Сашка, Мишка. На них было неприятно смотреть. В нашей группе я тоже иногда слышу, как вы грубо называете друг друга.
2. Когда я шла в детский садик, то на скамеечке увидела куклу Катю, она сидела и плакала. Когда я спросила её, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют её Катькой. А ей нравится, когда её зовут ласково Катенька, Катюша. Как ещё?
3. Ребята, вы знаете, что у каждого из вас есть имя. Этими именами вас называют мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя… означает….Но человека можно называть не только именем, а и любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыплёночек, лапушка). Может быть кого – то из вас тоже называют не вашими именами, а каким – то ласковым словом. Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Алёна, Алёнушка, Алёнка, Леночка( спросить у детей варианты). Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут ласково и нежно – Оленька, Олюшка (спросить у детей как ещё), а когда человек подрастает его зовут по – другому - Ольга. Взрослых ещё называют по имени и отчеству. Как имя вашего папы?
Вот какие интересные имена у наших ребят.
4.А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему же вы так называете друг друга.
Как вы называете Диму? Как считает Дима, это плохое или хорошее прозвище? Как думают об этом дети?
Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по – другому их называют, как будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.
3. Коллективная работа «Что не сможет один, сделаем вместе» (аппликация, рисунок, конструктор) или письмо заболевшему другу, изготовление маленьких сюрпризов к приходу детей после болезни.
Другу всегда помогу я в беде.
Рядом я буду всегда и везде.
Друга не брошу и не предам.
Даже игрушку свою ему дам (все вместе, крепко держат друг друга за руки).
4..  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя на ковре, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Занятие 16.
1.  Ритуал начала занятия «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий комплимент говорит: « Спасибо, очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или сказать что – то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
2.  Беседа «Что ты знаешь о своем друге».
Дети, мне сегодня захотелось поговорить о дружбе, ваших друзьях без которых на свете жилось бы грустно.
- А кого можно назвать другом?
- Почему мы называем друзьями только некоторых людей?
- Каким бы вы хотели видеть своего друга?
- Как вы выбираете своих друзей?
- Что вас привлекает в них больше всего?
- Где вы знакомитесь с друзьями?
- Вы хорошо знаете своих друзей?
- Можете вы сказать. Как повёл бы себя ваш друг, если бы вы попали в беду?
- Как бы он вам помог? Что бы сделал?
- А что сделали бы вы для своего друга в этом случае?
- Представьте, что перед своим днём рождения вы поссорились с другом. Пригласите ли вы друга? Или пригласит ли он вас? Почему? Если не пригласит, что вы сделаете?
Тебе купили новую игрушку, а у друга такой нет. Как себя вести в этом случае? А как он поступает?
- Ты вышел на улицу (хотя это и неприлично) со сладостями, конфетами. Поделишься ли ты со своим другом? А он поделится с тобой?
- Если вы гуляли, измазался друг или ты или порвали одежду, знаете, что родители будут ругаться. Пойдёт ли друг виниться с тобой, чтобы тебе одному не попало? А ты?
- Твой друг заболел. Что ты будешь делать? А как он поступает?
- Как тебя называет твой друг? А ты его? Есть ли у вас прозвища? Они обидные или нет? Что означают? А как ты ласково зовёшь друга?
- А кроме ребёнка, кто может быть другом ещё? А мама? Папа? А животные?
Берегите своих друзей, дружбу и тогда всем радостно будет жить.
3.  Какие песни и стихи вы знаете о дружбе?
4.  Пение песни «Вместе весело шагать по просторам» - использование записи.
5.  Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Стоя или сидя на ковре, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Рекомендации по осуществлению программы:
1.  Занятия проводятся в кругу, не за столом.
2.  Не делать замечаний!
3.  Не говорить на занятиях слишком громко.
4.  Никто не должен мешать, ходить мимо.
5.  Желательно проводить занятия в небольшом помещении.
6.  Использовать наглядные средства.
7.  Вопросы адаптировать к непосредственному окружению детей.
8.  Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным.
9.  Упражнения необходимо закреплять в повседневной жизни.