Конспект урока по биологии Кровеносная система.Кровь


Урок № 46.
Тема: Кровеносная система. Кровь
Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения, о составе крови животных.
Оборудование: таблица «Схемы кровеносной системы различных позвоночных животных».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
А. Индивидуальный опрос.
Какое значение имеет обмен вещества и превращение энергии в жизни организма? В каком направлении шел процесс эволюции пищеварительной системы от одноклеточных до позвоночных животных? Как изменялось строение пищеварительной системы позвоночных животных?Б. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.
1.Обмен веществ — это:
а)поступление веществ в организм;
б)удаление из организма непереваренных остатков пищи;
в)происходящие в организме превращения веществ;
г)поступление и удаление из организма газообразных веществ.
2.Пища для животного организма является источником:
а)строительного материала;
б)энергии;
в)строительного материала и энергии;
г)простых органических веществ.
3.Ферменты — это вещества:
а)характерные для живого организма;
б)ускоряющие реакции;
в)участвующие в процессе пищеварения;
г)обеспечивающие газообмен.
4.Пищеварение — это процесс:
а)поступления и расщепления пищи;
б)измельчения, расщепления, всасывания пищи;
в)всасывания, удаления непереваренных остатков;
г)расщепления, удаления непереваренных остатков.
5.Для кишечнополостных характерно пищеварение:
а)внутриклеточное;
б)внеклеточное;
в)наружное;
г) внутриклеточное и внеклеточное.
6.Эволюционным новоприобретением кольчатых червей является:
а)внутриклеточное пищеварение;
б)внутриполостное пищеварение;
в)дифференциация пищеварительной системы на отделы;
г)дифференциация переднего отдела пищеварительной системы.
7.Эволюционным новоприобретением рыб является:
а)появление челюстей;
б)появление пищеварительных желез;
в)деление пищеварительной системы на отделы;
г)внутриполостное пищеварение.
8.К изменениям в пищеварительной системе птиц, связанным с полетом, не относится:
а)исчезновение зубов;
б)наличие пищевода;
в) появление зоба;
г) увеличение длины тонкого отдела кишечника.
9.Особенностью пищеварительной системы млекопитающих является:
а)наличие пищеварительных желез;
б)дифференциация зубов;
в)дифференциация пищеварительной системы на отделы;
г)появление языка.
III. Изучение нового материала
Кровообращение. Объяснение учителя.
Кровообращение – движение крови по сосудам.
Сердце – специальный орган, обеспечивающий движение крови.
Аорта – крупный кровеносный сосуд.
Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца.
Вены – сосуды, по которым кровь течет к сердцу.
Капилляры – мелкие кровеносные сосуды.
Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.
Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом
2. Кровеносная система беспозвоночных животных. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 215 и рисунками 25, 163 учебника по заданиям: нарисовать схему кровеносной системы кольчатых червей, показав на ней направление движения крови; отметить, какая сила двигает кровь по сосудам у кольчатых червей; изобразить схематично (с помощью учителя), какие изменения произошли в кровеносной системе моллюсков и членистоногих; отметить, что выполняет роль двигателя крови в их кровеносной системе.
Кровеносная система позвоночных животных. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника нас. 215—217 и рисунком 164 учебника по заданиям: прочитать текст и объяснить, что представляет собой кровеносная система рыб, из каких отделов состоит сердце у рыб, какую кровь называют венозной, а какую — артериальной; выяснить, какие изменения произошли в кровеносной системе земноводных по сравнению с кровеносной системой рыб; рассмотреть рисунок 165 и объяснить, каково строение сердца у птиц и млекопитающих, как оно связано с кровообращением.
Кровь. Объяснение учителя с элементами беседы.
Кровь – это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе.
Плазма – жидкая часть крови.
Кровь

Плазма крови Форменные элементы крови

Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты
Самостоятельная работа учащихся по заданиям: прочитать текст на с. 218—219; составить схему о составе крови; заполнить таблицу «Состав и функции крови».
Состав и функции крови
Состав крови Функции
Плазма Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты IV. Задание на дом
Изучить § 41, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных ».
Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных
Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
1. Число камер сердца и их действия 2. Число кругов кровообращения 3. Путь крови в кругах кровообращения (как проходит кровь по каждому кругу) 4. Изменение состава крови при кровообращении