Научная статья на тему: Роль преподавателя истории и обществознания в формировании исследовательской культуры студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Научная статья на тему:

« Роль преподавателя истории и обществознания в формировании исследовательской культуры студентов»


Преподаватель истории
Лебединская Е.Г.















:




Туапсе

2016


Существует много путей развития интеллектуально – творческого потенциала личности, но индивидуальная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. На научных конференциях, симпозиумах, съездах широко практикуются творческие исследовательские работы студентов. Процесс обучения началам научного исследования – это поэтапное, с обязательным учетом возрастных особенностей, целенаправленное и последовательное формирование всех компонентов исследовательской культуры.
Склонность к исследованиям свойственна всем учащимся без исключения и особенно одаренным. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, любознательность, желание самостоятельно добыть истину – обязательные признаки детской психологии. Каждый современный человек, мечтает об учении с «увлечением. На мой взгляд решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть «проблемным», т.е. содержать элементы исследовательского поиска и эвристическое начало. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания, развить творческую и познавательную активность.
Рассмотрим последовательность и общие методические рекомендации исследовательской практики.
Исходя из своей многолетней практики преподавания истории и обществознания утверждаю, что даже слабые студенты способны работать над исследовательским проектом. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности. Рассмотрим алгоритм малой исследовательской работы - эмпирического исследования. Этот вид работы особенно важен с точки зрения их творческого развития, а так же для накопления информации. В качестве примера таких исследований рассмотрим исследовательские поиски студентов по обществознанию.
Рождение идеи.
Во время обсуждения темы современного избирательного права, преподаватель утверждает, что большинство граждан добросовестно и ответственно подходят к вопросу об исполнении своего активного избирательного права, закреплённого за ним в Конституции РФ-основном законе нашей страны.
- А мои родители не ходят на выборы. Разве они не имеют на это право?
Возразить нечего! Справедливо.
-А как ты считаешь, правы ли они отказываясь от своего конституционного права.
Дарья задумалась.
-Давай попробуем исследовать эту тему. Назовём её «Исследование причин низкой избирательной активности и пути ее повышения».
Выбор методов исследования.
Стали подбирать метод.
-Очень просто!- заявила Дарья,- научите меня составлять тесты . Давайте начнем вместе,а продолжу я сама.
Сбор материала.
Используя текст учебника, дополнительную литературу, текст Закона о выборах , Даша собирает материал и составляет первичные тесты. Вместе со мной мы дорабатываем их и составляем опросные листы. Она ограничилась минимальной выборкой и провела тесты среди одногруппников ,знакомых и родных. В результате ,по подсчитанным ею средним показателям была составлена собственная нехитрая шкала и схемы.
Обобщение полученных данных.
А теперь пользуясь полученной шкалой Даша занялась подготовкой выводов и систематизацией данных своих исследований .Но самым главным она считала то, что благодаря её исследованию возможно добиться результата. Очень важно ,что её заинтересованность позволила ей, непросто следовать в русле чужих мыслей ,а пропустить всё через себя. И получив новые знания, и создать нечто новое и исключительно любопытное.
Подготовка и защита проекта.
Этот этап работы при данной теме исследования не вызвал особых трудностей. Были кратко описаны, снабжены результатами анкетирования различных людей. Данный проект был представлен на строгий суд сокурсников. Но сделана работа на столько хорошо и осмысленно, Что никакими вопросами оппонентам не удалось дискредитировать или поколебать авторские позиции. Заинтересованные одноклассники задумались о выборе своих, не менее проблемных тем для исследований.
Одной из важнейших задач поэтапного формирования исследовательской культуры является совершенствование умений и навыков анализа, обучение проникать в сущность явлений, анализировать в единстве форму и содержание. Важно научить различать рациональный и нерациональный способы работы, завершать логической оценкой теоретический анализ; учить разделять информацию на логические части, сравнивать их, отделяя главное от второстепенного, формулировать смысловые опорные пункты, выделять главное в практической и организационной работе.
Рассматривая структуру исследовательской работы учащегося надо заметить что она как и исследование взрослого ученого неизбежно включает следующие основные этапы:
- выбор темы исследования, постановка проблемы;
- выдвижение гипотез;
- предложение и поиск возможных вариантов решений;
- подбор материала;
- обработка и обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет);
- защита проекта.
Исследовательская деятельность как и всякое творчество, эффективна и возможна только на добровольной основе. У студентов желание что–либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Навязанная преподавателем тема, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не дает. Суметь услышать, понять, почувствовать интерес студента – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
Помочь учащемуся, подвести его под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки,- задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Может показаться, что первое правило противоречит второму. На самом деле идеальная для каждого учащегося, в данный момент его развития тема – результат находящийся на грани правил. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит чтобы помочь студенту сделать такой выбор, который тот считал бы «своим выбором».
Исследовательская тема должна быть оригинальной, в нем необходимо присутствие элемента неожиданности, необычности. При этом выбранная тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у многих невысока. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно.
Выбирая тему исследования для конкретного студента надо учитывать
Возможный уровень решения. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи: ее формулировка и отбор материала для решения поставленных задач. Одна и та же проблема может решаться со студентами разного возраста на разных этапах обучения с различной степенью глубины исследований.
Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению, что рождает пустословие. Это не только не содействует, а напротив существенно мешает развитию творческого мышления, которое основывается на доказательном исследовании и надежных знаниях.
После того, как мы выбрали проблему ,начинается поиск её решений. Этот процесс протекает в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознается студентом в форме гипотезы ,последняя выступает как результат мы мыслительного процесса , как его закономерный итог.
Одним из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения.
Этот процесс обязательно требует оригинальности и гибкости мышления , а так же решительности и смелости. Гипотезы возникают как результат логических рассуждений в итоге интуитивного мышления.


Гипотезой называется предположительное, вероятное значение ,еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом .Это предвидение событий , их предсказание.
.Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить ,и она становится теорией, а если опровергнуть – прекращает свое существовании, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Для нас актуальны любые , самые фантастические гипотезы, даже «провокационные идеи».
Сама по себе гипотеза может стать важным фактором ,мотивирующим творческий исследовательский потенциал учащегося.
Обычно способы проверки гипотез делят на две группы: «теоретическую» и «эмпирическую». Первые предполагают опору на логику, анализ других теорий, в рамках которых данная теория выдвинута .Эмпирические методы проверки предполагают эксперимент.
Подводя итог выше изложенному можно сделать следующие выводы:
1.Исследовательская культура учащихся может и должна формироваться на ранних стадиях обучения истории и обществознанию.
2.Уже в среднем звене школы начать формирование навыков элементарного творческого анализа при анализе различной учебной информации ,при практических действиях и наблюдениях; анализировать в единстве форму и содержание.
3.В своей работе преподавателю необходимо постоянно использовать такие формы работы, как и научные конференции, симпозиумы, конгрессы и другие. Главной целью которых ,как впрочем и других форм и методов обучения и воспитания детей, является формирование всесторонне и гармонически развитой личности.




15